Триумф — одна из древнейших церемоний Древнего Рима. Первый триумф, проведённый самим основателем Рима царём Ромулом, описан древнегреческим историком Плутархом: «Желая обставить возможно большим блеском исполнение обета, данного им Юпитеру, и сделать удовольствие гражданам, Ромул приказал срубить вблизи лагеря огромный дуб, придал ему вид победного трофея и повесил на нем в строгом порядке доспехи Акрона, сам же надел дорогое платье, украсил свои длинные волосы лавровым венком, положил свой трофей на правое плечо, затем, высоко подняв его, запел победную песню и пошел вперед в сопровождении вооруженных солдат. Граждане принимали их с удивлением, смешанным с восторгом. Эта торжественная процессия послужила началом и образцом позднейших триумфов».
Самые ранние триумфальные процессии несли военные трофеи вокруг Палатина, а потом освящали захваченное оружие в храме Юпитера. Потом церемония изменилась: теперь триумфатор въезжал на Капитолий в квадриге и приносил жертву Юпитеру. По всей вероятности, такая форма триумфа сформировалась в годы правления в Риме Тарквиния Гордого, этруска по происхождению. Вот пример триумфа императора Аврелиана, описанный древнеримским историком Флавием Вописком:
«Там были три царские колесницы; из них одна – колесница Одената, отделанная и разукрашенная серебром, золотом и драгоценными камнями; вторая – присланная персидским царем в подарок Аврелиану, такой же искусной работы; третья – которую сделала для себя Зенобия, надеясь вступить в ней в город Рим. И в этом она не ошиблась: вместе с ней она вошла в Рим побежденная, в чужом триумфе. Была еще одна колесница, запряженная четырьмя оленями; она, говорят, принадлежала царю готов. На ней, как передают многие, Аврелиан въехал на Капитолий, чтобы там заклать оленей; говорят, что он захватил их вместе с колесницей и посвятил Юпитеру всеблагому и величайшему.
Впереди шло двадцать слонов, двести различных прирученных диких животных из Ливии и Палестины – Аврелиан немедленно роздал их частным лицам, чтобы не отягощать императорскую казну их прокормом; четыре тигра, жирафы, лоси и другие подобные звери – в полном порядке; восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из варварских племен, – блеммии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии, индийцы, бактрийцы, иберы, сарацины, персы – все с произведениями своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы, германцы со связанными руками как пленники. Среди них шли впереди и уцелевшие знатнейшие лица города Пальмиры, и египтяне – в наказание за восстание.
Вели и десять женщин, которые сражались в мужской одежде среди готов и были взяты в плен, тогда как много других женщин было убито; надпись указывала, что они из рода амазонок: впереди несли надписи, указывавшие названия племен. Тут же был Тетрик, одетый в алую хламиду, желто-зеленую тунику, галльские брюки, рядом с ним шел его сын, которого он объявил в Галлии императором. Выступала и Зенобия в украшениях из драгоценных камней, в золотых цепях, которые поддерживали другие. Впереди несли золотые венки от всех городов; названия последних были обозначены в высоко поднятых надписях. Много блеска придавали торжественному шествию сам римский народ, затем знамена коллегий и лагерей, императорская гвардия, все войско и сенат, хотя и несколько опечаленный, так как сенаторы видели, что над ними справляется триумф. Наконец лишь в девятом часу он прибыл на Капитолий и поздно вечером – в Палатинский дворец. В следующие дни для народа были устроены развлечения – театральные представления, цирковые игры, охоты, бои гладиаторов, морские сражения».
Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться только тот, кто вёл войну в качестве главнокомандующего. Триумф давался по окончании войны (но здесь бывали исключения), и притом если она закончилась полной победой. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.
В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров. Официально это объяснялось тем, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи. Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим военачальникам взамен триумфа право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние и ставили статую этого военачальника среди статуй триумфаторов.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев