Найти тему
Древний Мир | История

Как проводили триумф в древнем Риме

Триумф — одна из древнейших церемоний Древнего Рима. Первый триумф, проведённый самим основателем Рима царём Ромулом, описан древнегреческим историком Плутархом: «Желая обставить возможно большим блеском исполнение обета, данного им Юпитеру, и сделать удовольствие гражданам, Ромул приказал срубить вблизи лагеря огромный дуб, придал ему вид победного трофея и повесил на нем в строгом порядке доспехи Акрона, сам же надел дорогое платье, украсил свои длинные волосы лавровым венком, положил свой трофей на правое плечо, затем, высоко подняв его, запел победную песню и пошел вперед в сопровождении вооруженных солдат. Граждане принимали их с удивлением, смешанным с восторгом. Эта торжественная процессия послужила началом и образцом позднейших триумфов».

Триумф Цезаря. Кадр из сериала «Рим».
Триумф Цезаря. Кадр из сериала «Рим».

Самые ранние триумфальные процессии несли военные трофеи вокруг Палатина, а потом освящали захваченное оружие в храме Юпитера. Потом церемония изменилась: теперь триумфатор въезжал на Капитолий в квадриге и приносил жертву Юпитеру. По всей вероятности, такая форма триумфа сформировалась в годы правления в Риме Тарквиния Гордого, этруска по происхождению. Вот пример триумфа императора Аврелиана, описанный древнеримским историком Флавием Вописком:

Триумф императора. Современная иллюстрация.
Триумф императора. Современная иллюстрация.

«Там были три царские колесницы; из них одна – колесница Одената, отделанная и разукрашенная серебром, золотом и драгоценными камнями; вторая – присланная персидским царем в подарок Аврелиану, такой же искусной работы; третья – которую сделала для себя Зенобия, надеясь вступить в ней в город Рим. И в этом она не ошиблась: вместе с ней она вошла в Рим побежденная, в чужом триумфе. Была еще одна колесница, запряженная четырьмя оленями; она, говорят, принадлежала царю готов. На ней, как передают многие, Аврелиан въехал на Капитолий, чтобы там заклать оленей; говорят, что он захватил их вместе с колесницей и посвятил Юпитеру всеблагому и величайшему.

Барельеф с арки Тита в Риме изображением триумфатора на квадриге. 82 г. н.э.
Барельеф с арки Тита в Риме изображением триумфатора на квадриге. 82 г. н.э.

Впереди шло двадцать слонов, двести различных прирученных диких животных из Ливии и Палестины – Аврелиан немедленно роздал их частным лицам, чтобы не отягощать императорскую казну их прокормом; четыре тигра, жирафы, лоси и другие подобные звери – в полном порядке; восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из варварских племен, – блеммии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии, индийцы, бактрийцы, иберы, сарацины, персы – все с произведениями своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы, германцы со связанными руками как пленники. Среди них шли впереди и уцелевшие знатнейшие лица города Пальмиры, и египтяне – в наказание за восстание.

Царица Пальмиры Зенобия в цепях на триумфальном шествии. Современная иллюстрация.
Царица Пальмиры Зенобия в цепях на триумфальном шествии. Современная иллюстрация.

Вели и десять женщин, которые сражались в мужской одежде среди готов и были взяты в плен, тогда как много других женщин было убито; надпись указывала, что они из рода амазонок: впереди несли надписи, указывавшие названия племен. Тут же был Тетрик, одетый в алую хламиду, желто-зеленую тунику, галльские брюки, рядом с ним шел его сын, которого он объявил в Галлии императором. Выступала и Зенобия в украшениях из драгоценных камней, в золотых цепях, которые поддерживали другие. Впереди несли золотые венки от всех городов; названия последних были обозначены в высоко поднятых надписях. Много блеска придавали торжественному шествию сам римский народ, затем знамена коллегий и лагерей, императорская гвардия, все войско и сенат, хотя и несколько опечаленный, так как сенаторы видели, что над ними справляется триумф. Наконец лишь в девятом часу он прибыл на Капитолий и поздно вечером – в Палатинский дворец. В следующие дни для народа были устроены развлечения – театральные представления, цирковые игры, охоты, бои гладиаторов, морские сражения».

Фрагмент картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря». 1506 г.
Фрагмент картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря». 1506 г.

Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться только тот, кто вёл войну в качестве главнокомандующего. Триумф давался по окончании войны (но здесь бывали исключения), и притом если она закончилась полной победой. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Император на квадриге с белыми конями. Современные реконструкторы на фестивале «Времена и эпохи», 2015 г.
Император на квадриге с белыми конями. Современные реконструкторы на фестивале «Времена и эпохи», 2015 г.

В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров. Официально это объяснялось тем, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи. Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим военачальникам взамен триумфа право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние и ставили статую этого военачальника среди статуй триумфаторов.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев