Найти тему
Союз художниц "Эхо"

Самураи и живопись.

Многие наверняка слышали про неких отважных воинов – самураев. Те, кто с честью сражались за честь и достоинство ради выполнения своих целей. Главная цель самурая – выполнить воинский долг, при необходимости пасть за жизнь своего господина. Обычно таким отважным воином становились самые простые крестьяне или члены семей низшей или средней аристократии. Плату за свои услуги они брали в виде еды, воды и жилища. Было множество самых различных периодов, когда династия самураев либо получала слишком много привилегий, либо теряла свою востребованность.

Но как же воины могут быть связаны с живописью?

Если спросить человека, который не сильно касался тематики самураев, то они могут вспомнить только Миямото Мусаси (1584-1645 гг.) – мастера дзюдзюцу и фехтования. Но даже он не считал себя таковым. Миямото Мусаси очень известен в жанре «Суми-э» - направлении живописи, проникшем в Японию из Китая в XIV веке.

-2

Искусство «туши и живописи» (именно так «суми-э» и переводится), требует медитативного первоначального сосредоточения на белом листе бумаги. Затем, следует расслабление с размышлением над рисунком - до тех пор, пока рисунок не предстанет перед глазами. В практике используется черный цвет с растворенными серыми тонами туши. Изображение, которое наносит художник, это то, каким он видит мир, его суть.

Принципы объединяющие война и художника Японии.

Существуют определенные принципы, объединяющие воина и художника Японии. Это принципы: «дух как вода» и «дух как луна». Они означают, что эмоциональное состояние перед действием должно быть подобно незамутненной поверхности озера, спокойным и подобно луне – освещать все окружающее человека пространство, но при этом – вычленять главный объект действия.

В основе воспитания молодого воина (самураями становились в 15 лет), кроме основных дисциплин – фехтование, рукопашный бой или стрельба из лука, чувство прекрасного отходило на второй план. Основная линия поведения воина – жить с честью и умереть с достоинством. И сложно представить, что рука, которая с одного взмаха меча перерубала противника могла бы уверенно держать кисть и рисовать тушью на шелке или бумаге. Но художники в Японии, часто пользовались вымышленными именами, иногда об их прошлой судьбе ничего не известно.

-3

Что общего в боевых искусствах и живописи во внешне различных направлениях деятельности?

Это концентрация, умение расслабиться, представление самой картины – как полотна, так и скоротечной схватки. Это работа над повышением уровнем своего мастерства.

Серия гравюр Утагава Кунаеси (1798 – 1861) знаменитого художника и мастера гравюры поможет окунуться в 1702 год, когда 47 ронинов («самураев без хозяина») отомстили чиновнику за смерть своего господина. Представленные на пятидесяти листах, гравюры дают возможность увидеть самураев эпохи Эдо глазами современников.

Статью написала Ангелина Бережнова.