Найти в Дзене

Народ и элита. Как менялась культура от царей до панка

Оглавление
"Вот ты быдло, а я интеллектуал!"
"Вот ты быдло, а я интеллектуал!"

Давайте вместе порассуждаем стоит ли строить стены и отгораживаться от массовой культуры в аристократическом гедонизме.

И вспомним, что изменил двадцатый век в этой теме, в том числе старый добрый Энди Уорхол. (примечание: тот самый автор поп-арт портрета мерлин монро)

Как появились рамки в уровнях культуры

Искусство изначально принадлежало власти, приближенным и религии. Во первых у них были деньги и они становились заказчиками. Художники рисовали портреты царской семьи. Композиторы играли для услады высшего общества. Архитекторы проектировали храмы новым богам.

Знать получала образование, изучала культуру, могла отличить эпоху возрождения от ренессанса, романтично читать стихи и ахать.

У простого рабочего населения доступ к искусству был минимальным. Да и правда, когда работаешь целый день, чтобы прокормить семью - тебе не до пейзажей. Разбираться в веяниях культуры - тоже нафиг не надо.

Говорить о полном бескультурии населения не стоит. Была народная музыка, ремесло, танцы и религиозные ритуалы (тоже вполне культурный отдых).

Передовое и новое искусство преподавалось, покупалось и было востребовано высшим классом. Рабочие спасались своими инициативами и творчеством.

Всё это приводило к тотальному различию и пропастью между "высокой" культурой и "низкой".

Так продолжалось много лет, пока..

XX век изменил всё

В XX веке у населения появилось больше вариантов. Например, джаз был музыкой маргинальных слоёв, пока его не заметили и не признали "белые" (читай - высший класс, к сожалению).

Фанк, соул появлялись в низах, но стали востребованы у других людей. Забавно, что концерты одного и того же артиста для бедной и богатой публики, отличались в звучании. Фолк вообще считался запретной музыкой протестующего народа, хотя из него вышло много "высоких жанров".

Несмотря на всё это, разрыв ещё чувствовался остро.

В первой половине двадцатого века картины стоили дорого, а тематики на них были далеки от простых смертных. Перевернул доступ к визуальному искусству "поп-арт". Основатель направления Энди Уорхол стал изображать на своих картинах массовую культуру, известную каждому рабочему американцу - банка супа (распространённый продукт, представьте, что доширак висит в музее), портреты звёзд.

А главное, что Уорхол сделал кучу копий каждой картины с помощью трафаретной печати. Базовая экономика - дешёвые исходники, много экземпляров = недорогая стоимость.

Представляете,теперь каждый мог купить искусство!

Кинематограф тоже не отставал и вместе высоких материй, стал говорить на более понятном языке. Ещё раньше, чем картины.

В XX веке с ростом науки и с падением цен на многие услуги, рамки пошатнулись.

Теперь потребителями искусства перестала быть лишь власть. Телевидение, газеты и медиа были почти в каждом доме. Битлз покорили мир.

Всё менялось очень быстро и в конце 70ых прогрессив-рок с его сложными композициями "не для всех" на 6-20 минут уже засмеивался панком. Панк позволил людям взять инструменты в руки и сразу создать группу, без одобрения свыше или без аристократического образования.

Важно ответить, что тем же самым панком увлеклись богатые дети из академических школ.

С хип-хопом была подобная история.

При этом кружки любителей "высокой" культуры никуда не делись. Просто они не определяли что главенствует в искусстве.

Ограничения ещё оставались. Виды дискриминации по расе, социальному положению и полу - цвели и цветут. Люди, у которых были деньги (но это уже не обязательно правление или религиозные деятели) выбирали что будут продавать и диктовали условия. Но появились альтернативы. Рынок изменился.

Вектор ценностей стал другим. Народ стал влиять на тренды в искусстве, создавать спрос. А высшему классу пришлось считаться с этим и использовать в своих целях.

В следующей статье рассмотрим ситуацию с делением на высокое и низкое в современном мире.

Продолжение статьи: Элитарность мертва? Можно ли джазмену слушать Айлиш?

Целую, Бода.