Найти тему

К Дню оружейника. Иван Грозный – создатель самой мощной и современной средневековой артиллерии

Бомбарды. Рисунок из «Арсенальных книг» императора Максимилиана I. Bayerische Staatsbibliothek. Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»
Бомбарды. Рисунок из «Арсенальных книг» императора Максимилиана I. Bayerische Staatsbibliothek. Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»

Сегодня – День оружейника. В этой связи уместно вспомнить о самом важном оружии XVI в. – артиллерии. В 2013 г. в связи с 455-летием начала Ливонской войны была проведена научная конференция. Обозначая важность темы, в предисловии к сборнику работ, вышедших по ее итогам, А.И. Филюшкин написал: «В 1547-1584 гг., в царствование Ивана Грозного, Россия имела всего три мирных года из тридцати семи! Тридцать четыре года сражений, боев, походов на разных фронтах.

Пищаль затинная. Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"
Пищаль затинная. Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"

Войны первого русского царя изменили облик континента. С лица земли исчезло несколько государств (Казанское ханство, Астраханское ханство, Ливония). Как суверенное государство прекратило существование Великое княжество Литовское, слившееся с Польшей в Речь Посполитую. На грани гибели оказалось Сибирское ханство, которое добивали далеко за Уралом отряды казаков и детей боярских. Мелькнуло на историческом небосклоне странным метеором Ливонское королевство датского принца Магнуса. Как самостоятельная политическая и военная сила впервые заявили о себе днепровские казаки, заставившие с собой считаться самого короля Стефана Батория…

Ствол пищали. Хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"
Ствол пищали. Хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"

Мы перечислили только крупные, глобальные результаты, связанные с рождением и гибелью государств. Если же мы будем говорить об изменении в положении, статусе, перспективах, направлениях внешней политики, то нужно упомянуть и Турцию, после поражения под Астраханью в 1569 г. почти на 100 лет оставившую планы вторжения в Россию, и Крым, резко смиривший свои военные амбиции после битвы при Молодях в 1572 г., и Швецию, которая к 1595 г. потеряет все свои временные приобретения на русских берегах Финского залива, так и не превратив Балтийское море в «Шведское озеро». «Пиррова победа» Польши, точнее, Речи Посполитой и наемной европейской армии Стефана Батория также вскружила головы в отношении России и способствовала тому, что Речь Посполитая легко решилась на активное участие в Русской Смуте, закончившейся также поражением и изгнанием захватчиков из Москвы.

Все эти великие деяния в истории сотворила русская армия XVI в., армия молодого российского государства».

Фрагменты полуторных пищалей Богдана (вверху) и К. Гануса, 1560-е гг. Рис. Я. Фелотта. Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»
Фрагменты полуторных пищалей Богдана (вверху) и К. Гануса, 1560-е гг. Рис. Я. Фелотта. Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»

Прошу прощения за длинную цитату, но она емко выражает достижения русского оружия. И успехи в 34 годах «сражений, боев, походов» были бы невозможны, если бы Иван Грозный не создал, как пишет А.Н. Лобин в работе «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного» «самого мощного и современного артиллерийского парка в Восточной Европе».

По мнению исследователя, развитие отечественной артиллерии при Иване Грозном можно разделить на два периода — «немецкий» и «русский». С 1530 по 1560-е гг. отливку орудий возглавляли немецкие мастера во главе с Каспаром Ганусом. Пушки создавались по немецкому образцу и включали бомбарды, гаубицы, шарфмецы, шланги, полушланги, фальконеты и т.д. В этот период были отлиты самые крупные боевые бомбарды - «Кашпирова» (от имени Каспар) и «Павлин» (русского литейщика Степана Петрова). Было налажено массовое производство однотипных пищалей. С 1570-х гг. производятся «русские образцы» орудий под руководством «Каспарова» ученика Андрея Чохова. На 1570 гг. приходится и создание центрального артиллерийского ведомства - «Пушечного приказа».

Фрагмент пищали К. Гануса, 1560-е гг. На стволе виден автограф мастера «Кашпиръ». ВИМАИВиВС.  Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»
Фрагмент пищали К. Гануса, 1560-е гг. На стволе виден автограф мастера «Кашпиръ». ВИМАИВиВС. Иллюстрация к статье А.Н. Лобина «Русская артиллерия в царствование Ивана Грозного»

Объединение Пушечных изб в единый заводской комплекс — Пушечный двор на Неглинке - позволило быстро восполнять потери орудий во время сражений.

Как считает А.Н. Лобин, после пожара, устроенного в 1571 г. ратью Девлет-Гирея, Пушечный двор сильно пострадал, и на время его восстановления в течение 3-4 лет производство пушек было налажено в литейной Александровской Слободы. Об этом говорит надпись на 7-фунтовой пищали «Собака» 1573/1574 г. Повелением Ивана Васильевича она была «зделана … в Слободу в лето 7082, делал Микула Микулаев». «В том же году указанным мастером была отлита небольшая пищаль «Ястреб». Имеются также сведения о существовании двух пищалей, носящих имя «Лев Слободской», указывающее на место их производства».

Пищаль «кашпирова ученика» А. Чохова, 1568 г. (вверху). Рисунок Я. Фелотта
Пищаль «кашпирова ученика» А. Чохова, 1568 г. (вверху). Рисунок Я. Фелотта

Полная мощность Пушечного двора на Неглинке была восстановлена к 1575—1577 гг. В этот период из его литейных цехов выходят тяжелые именные пищали («Собака», «Лисица», «Песик», «Инрог», «Волк», «Ехидна») калибром от 10 до 70 фунтов. Руководят отливкой орудий М. Микулаев и А. Чохов.

Как написал А.Н. Лобин: «Можно с уверенностью констатировать, что эпоха царствования Ивана Васильевича Грозного характеризуется периодом интенсивных военных реформ, которые были направлены на создание современной военной организации, способной не только оборонять, но и значительно расширить границы Русского государства».

Слушать подкаст:

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.