Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер. Исследователи выделяют несколько доминирующих сегодня направлений глобализации: глобализация международной финансовой системы - формирование «геофинансов»; рост межнациональных корпораций и углубление взаимозависимости и конвергенция национальных экономик - становление «геоэкономики»; выход на мировую арену новых международных надгосударственных объединений, общественных движений, неправительственных организаций и даже отдельных индивидов как субъектов формирующегося глобального сообщества, претендующих на то, чтобы оказывать на этот процесс определяющее влияние (новая геополитика и геостратегия); рост интеркультурных коммуникаций; формирование общего информационного пространства.
Глобализация начинает проникать во все ниши жизни обществ отдельных стран. Однако суть глобализации раскрывается не в отдельных значимых изменениях в тех или иных сферах, а в воздействии этих изменений друг на друга, их переплетении и взаимополагании, приобретающем характер самодвижения.
В динамике глобализации существенным движущим фактором выступает распространение информационных технологий. На их основе не только небывалыми темпами ускоряются информационные процессы обработки, передачи, использования информации, но растет интенсивность социальных и экономических процессов, возрастает «теснота» геосоциального пространства. Пространственная удаленность регионов более не является препятствием, современные средства связи и коммуникации позволяют координировать взаимодействие субъектов в режиме реального времени. Открываются возможности управлять огромным числом экономических и социальных процессов, ранее недоступных для непосредственного контроля. На основе информационных технологий все более полное использование, как в экономике, так и в социальном управлении получают, так называемые, «обратные связи», что формирует в социальных и экономических комплексах взаимосвязи по типу связей в живых организмах, обеспечивающих высокий уровень саморегуляции.
Несмотря на расширяющиеся возможности глобального саморегулирования, все более очевидной становится тотальная «хрустализация» всего планетарного сообщества. Высокий уровень взаимозависимости и тесной связи макро и микро уровней ставят мир в условия, когда отдельные локальные деструкции могут приобретать характер глобальных угроз. Человечество находится в ситуации, в которой начинает терять смысл ранжирование социальных процессов. По сути, они становятся «глокальными», что приближает человечество к порогу легкодоступного и практически неконтролируемого разрушения цивилизации. Возможности глобального контроля, предоставляемые информационными технологиями, не успевают за ростом сложности кумулятивных процессов. Как указывает Дж. Ходжсон, в экономическую и социальную жизнь все явственнее вторгается неопределенность.