Найти тему
Судострой

Атомный подводный газовоз обретает детали

Кадр из ролика СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД
Кадр из ролика СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД

Вынесенная несколько месяцев назад в публичное поле тема создания подводного газовоза получила продолжение. На проходящей в Северной столице выставке "Нева 2019" Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" представило видеоролик с новыми подробностями пока ещё кажущегося фантастическим проекта.

Как следует из фильма "Малахита", у принципиально нового транспортного средства появилось название – "Пилигрим".

Кадр из ролика СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД
Кадр из ролика СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД

По замыслу конструкторов, работать "Пилигрим" будет на вывозе сжиженного природного газа (СПГ) с арктических месторождений. СПГ оттуда, кроме как морским транспортом, к заказчику не доставить.

Сейчас для вывоза продукции действующего завода "Ямал СПГ" используются танкеры-газовозы типа "Ямалмакс" ледового класса Arc7. Именно "Ямалмакс" является основным конкурентом "Пилигрима".

Логика создателей подводного газовоза примерно следующая. "Ямалмаксы" имеют высокий ледовый класс, но круглогодичную навигацию обеспечить пока не могут и требуют ледокольного сопровождения. Если построить судно, способное преодолевать значительную часть маршрута под водой, то это позволит повысить скорость перевозки и не строить новые ледоколы.

По данным "Малахита", движение под водой на скорости около 17 узлов позволит сократить время в пути с нынешних 20 до 12 суток.

Такое транспортное средство, как подводный газовоз, должно вписываться в существующую инфраструктуру. Исходя из этого, "Пилигрим" имеет следующие параметры: грузовместимость – 180 тыс. куб. м, длина – 360 м, ширина – 70 м, осадка – 12 м.

Перевозка СПГ будет производиться в танках мембранной конструкции. Как и у надводного газовоза, такая технология позволяет наиболее эффективно использовать внутреннее пространство судна.

Кадр из ролика СПМБМ "Малахит". Система хранения СПГ / Фото: ТГД
Кадр из ролика СПМБМ "Малахит". Система хранения СПГ / Фото: ТГД

Крайне интересный вопрос – энергоустановка "Пилигрима". Для непрерывного перемещения под водой планируется использовать атомную энергоустановку с полным электродвижением мощностью 90 МВт. Для удешевления конструкции планируется применить отработанные решения и комплектующие, а именно – три ядерных реактора типа РИТМ-200, работающих на паротурбогенераторы.

Приводиться в движение "Пилигрим" должен за счёт трёх гребных электродвигателей мощностью 30 МВт каждый и восьми вспомогательных водомётных движителей.

Кадр из ролика СПМБМ "Малахит". Движительная система / Фото: ТГД
Кадр из ролика СПМБМ "Малахит". Движительная система / Фото: ТГД

По замыслу конструкторов, передвигаться подводный атомный газовоз будет на глубинах от 100 до 150 м на скорости до 17 узлов. На меньших глубинах (до 100 м) скорость будет снижаться до 15 узлов. В припортовых районах, где глубина менее 50 м, судно будет подниматься в надводное положение.

Поскольку подводному газовозу не потребуется разрушать ледовый покров, то к корпусным конструкциям применены менее жёсткие требования, чем к ледоколам. В то же время такая форма корпуса позволит двигаться в сравнительно узких каналах.

О стоимости такого чуда техники, как атомный подводный газовоз, в ролике "Малахита" не говорится ничего. О том, что она велика, можно судить по данным о первых проработках этой тематики несколько десятилетий назад. Тогда называлась цифра в районе 900 млн долларов. Для сравнения, газовоз типа "Ямалмакс" из первой партии стоит около 330 млн долларов.

Кадр из ролика СМПБМ "Малахит". Кормовая часть / Фото: ТГД
Кадр из ролика СМПБМ "Малахит". Кормовая часть / Фото: ТГД

Впрочем, если для обеспечения перевозки за счёт более высокой средней скорости потребуется меньшее число газовозов, и отпадёт необходимость строительства ледоколов-гигантов типа "Лидер" (стоимость одного судна сейчас оценивается в 1,5 млрд долларов), то цена "Пилигрима" уже не выглядит столь фантастической.

Между тем ещё существуют вопросы безопасности. Совместить ядерный реактор и СПГ на одном судне, да ещё и подводном – крайне непростая задача. Будем следить за развитием проекта.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о перспективах атомохода "Севморпуть" после первого рыбного рейса.

Наука
7 млн интересуются