Даже сами востоковеды не могут удержать своего изумления по поводу азиатского извода «монгольского ига». А.Ю. Якубовский (1886-1953), известный специалист по истории Золотой Орды, пишет:
«Успех монгольского завоевания не мог быть, конечно, обусловлен ни уровнем их общественного развития, ни численностью их войска (армии их противников были многочисленнее), ни техникой вооружения...»
Чем же был обусловлен монгольский успех, если ни уровень общественного развития, ни численность, ни ремесло и промышленность дать этого успеха не могли? Ничем, кроме «гения Чингисхана». Почитайте исторические книги – и вы в этом убедитесь.
Заметим, что любой кочевой народ всегда затрудняется с организацией массового коллективного выступления. Чтобы понять \то, достаточно представить кочевую семью, не такую, как сейчас, которая только на сезон выходит на кочевье, а затем возвращается в оседлое жилище, а первоначальную: сегодня она здесь, а завтра – там. Как собрать с неё налог для содержания общего властелина, его двора и войска? – ищи ветра в поле! Большими отрядами кочевники собираться не могут по тем же причинам, как и рогатый скот. Они быстро всё съедят кругом и для собственного удобства должны будут разойтись в разные стороны.
Религия может, конечно, и кочевников иметь какое-либо место общего сбора, куда можно было бы нести дары для жрецов. Это может привести к образованию крупного посёлка с возглавляющим его верховным священником вроде Далай-ламы в Тибете, но такой священник никогда не бросит своего спокойного алтаря для того, чтобы обратиться в полководца и вести войска в чужие страны. Да и принудит ли он одними уговорами идти за собою распыленное по степям и расплывчатое по природе своей кочевое население?.. Таких фактов, кроме удивительного случая с Чингисханом, нет даже у историков. Да и о Чингисхане нет ничего фактического, кроме мифов.
«К сожалению, история Востока ещё столь молодая наука, и в ней так много невыясненного, что для некоторых эпох самые важные стороны общественной жизни остаются нетронутой почвой... Особенно не посчастливилось в этом отношении XII веку. В известном смысле это самая тёмная для нас область... Зная в больших подробностях организацию ремесленной промышленности в Западной Европе при феодализме, мы пока, на данной ступени развития нашей науки о Востоке, не можем дать не только подробной, но даже общей картины её на среднеазиатском и переднеазиатском Востоке», – писал А.Ю. Якубовский.
В конце XII века на Востоке появилась новая политическая сила – Хорезмское государство, расположенное в области нижнего течения реки Амударьи. При хорезмшахе Такеше (1172-1200) оно стало независимым государством. При его приемнике Мухаммеде (1200-1220, в разгар 4-го Крестового похода) почти все области Ирана и Средней Азии вошли в его состав.
«Однако хорезмское государство не имело твёрдой социальной базы, на которую могло бы опереться», – сообщает Якубовский. Как же в таком случае оно могло даже возникнуть, без базы и опоры в каком-либо другом могучем и культурном государстве, как это было в то же самое время с крестоносными феодальными образованиями?
«Монголы (не имевшие не только «твёрдой», а и вообще никакой «социальной базы»), вступавшие со своими отрядами в культурные области Средней Азии, были хорошо осведомлены о наиболее слабых пунктах той или иной области (кто же их осведомил?), прекрасно ориентировались в дорогах (как?) и т.д. Более того, благодаря постоянным торговым связям, эти кочевники оказались хорошо вооруженными и технически».
Далее А.Ю. Якубовский сообщает ещё более поразительные вещи: «Нам хорошо известно (??? – а только что писал, что мы ничего о той эпохе не знаем), что при осаде Самарканда, Бухары, Мерва и других городов они употребляли особый вид горючих снарядов, в состав которых входила нефть (Откуда? Неужели из Баку?). Уже этот (похожий на библейское чудо) факт технической снаряжённости совершенно определённо говорит за то, что монголы-кочевники были достаточно увязаны с экономически сильными группами внутри тех стран, с которыми воевали, и с теми торговыми компаниями, которые держали в своих руках караванную торговлю»...
Судя по приведённому отрывку, автор полагает, что имевшие тут постоянные базы венецианских и генуэзских торговых компаний, посылавших своих купцов по всему Великому Шёлковому пути, снабжали монголов горючим и оружием, чтобы тем было сподручнее сжигать их товары в городах.
«Годы 1219-1221 ушли на завоевание Средней Азии, и в 1221 году оно было закончено. (За три года управились. Молодцы. Большевики со Средней Азией возились дольше, спустя ровно 700 лет.) После тяжёлой осады Самарканд, Бухара, Мерв и Ургенч, эти главные ремесленно-торговые и политические центры страны, были взяты монголами. Монголы могли теперь чувствовать себя полными хозяевами».
Однако монголы воевали не ради простой страсти к убийствам. Дотла разрушив цветущий край, они тут же велели его восстановить:
«Поразительна та быстрота, с которой стали оправляться разрушенные города и вновь оживать земледельческие районы. В ряде мест стали приводиться в порядок дороги, чиниться старые и строиться новые мосты. Вновь ожила ремесленная промышленность городов, и еще с большим подъемом стала развиваться караванная торговля», – сообщает Якубовский. (Что интересно, на Руси, уничтожив Рязань и прочие города, они их отнюдь не восстанавливали.)
Затем неудержимые монголы захватили и кипчакско-половецкие земли на северном Причерноморье. Половцы и кипчаки обслуживали Северный отрог Великого шёлкового пути, ведущего в тот самый Хорезм, поскольку были торговцами, или они обслуживали интересы генуэзских купцов, ходивших тут же.
Русские князья с охотой роднились с богатыми кочевыми торговцами! Но бывало, устраивали рэкетирские «наезды». Русь была слаба и раздроблена, у мелких князьков не хватало сил, чтобы урвать кусочек от огромного мирового торгового пирога, который мимо носят. В литературе описаны дела того времени. Читаем «Слово о полку Игореве»:
«…и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и топям, и дорогими нарядами половецкими».
Разве речь не про товар? «Красные девушки» тоже ведь были товаром. У многих народов существовали уже запреты на браки с ближними родственниками, а где ж других-то взять, при общей малочисленности населения.
Когда князь Игорь, сын Святославов, внук Олегов, пропал с полком своим в поле половецком, «Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!» И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Печаль жирна тече средь земли Рускыи...»
Впрочем, князь Игорь бушевал здесь лет за триста до появления «монголов». Вернёмся к ним. В Средней Азии с монголами произошло еще одно чудо. Они вдруг показали себя весьма рачительными хозяевами:
«Те же монголы превратили международную сухопутную торговлю буквально в культ. В неё вкладывали огромные средства не только монгольская знать, но и сами великие ханы», – пишет А.М. Петров. А также и А.Ю. Якубовский сообщает:
«Ряд фактов определённо говорит за то, что монгольская власть в первую очередь в своей политике считалась с интересами того торгового капитала, который почти с самого начала связан был с ходом монгольского завоевания. Стоит только посмотреть на состав крупных монгольских чиновников, чтобы убедиться, какую роль играли там купцы. Мы их увидим и в роли сборщиков податей, и на постах заведующих финансами, и в роли дипломатических представителей и т.д. Более того, тогда они фактически были почти полновластными правителями целых областей».
Кто же такие эти купцы? Неужели безграмотные скотоводы?..
Из описанного следует очень интересный вывод.
Поскольку события происходили одновременно с Крестовыми походами, и из того факта, что само слово монголы есть лишь слегка изменённое греческое Великие, как в старину называли только завоевателей, легко сделать вывод, что традиционная история не показывает нам Крестовых походов в их полном объёме. Движение крестоносных рыцарских и миссионерских орденов по каким-то причинам укорочено, а на самом деле они доходили до Индии и Китая. В каких-то целях (вряд ли по ошибке) восточную часть тех завоеваний отнесли к деяниям призрачных азиатских армий.
Ведь это факт, что европейцы возили товары в Среднюю Азию, основывали там фактории, обменивали привезённое ими на товары Китая и Индии! Так неужели же на «штыках» монголов пришли они туда, обеспечивая своё торговое превосходство? Не разумнее ли предположить, что дорогу им расчищали рыцари Европы, и те же рыцари, основав государство, при отказе платить им за «крышу», налагали на купцов дань?
Между прочим, слово «орден» на латыни – ordo: порядок, ряд, сословие, шеренга. Звучит как «орда» совершенно точно. «Иго» – iugum: ярмо, тоже латинское слово.
Когда после плаваний Васко да Гама и других океаноплавателей открыты были удобные и быстрые мореходные пути в Индию и Китай, прекратились сухопутные хождения европейских купцов в эти страны через Среднюю Азию, и немедленно исчезли местные «цивилизации». А в Монголии их и не было никогда.
Как же можно утверждать, что монгольские пришельцы создавали здесь культуру, основанную на торговом капитале?
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Частично использованы тексты Н.А. Морозова (1854-1946).
Канал «А мы и не знали» даёт статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.