Андрей задумался.
- Мама, где ты брала силы, чтобы жить? Как ты не сломалась?- спросил Ирму Андреевну сын.
- Я боялась оставить Вас на этом свете одних, - грустно ответила его седая матушка.
Я продолжала жить у стариков - медиков, помогала им с огородом, убиралась, стирала и работала в детском саду. Но теперь, это был детский сад для жителей деревни, которые работали в совхозе. В пустующей избе сделали все для детишек. Столы и стульчики смастерили местные столяры и плотники, еду готовила повариха баба Надя, а я и Галина, присматривали за детьми.
Галина была местная жительница, она овдовела в первые месяцы войны. Своих детишек у нее не было. Вот односельчане и решили, в заботах о других детях ей будет легче пережить свое горе. Отношения не складывались. Галина все время пыталась унизить меня при сельчанах, всячески показывала, что она тут главная, толкала тебя и Леню. Я терпела два месяца. Потом кто - то из родителей рассказал председателю совхоза о ее поведении. Федор Емельянович - председатель, вызвал меня на разговор. Я не стала жаловаться на Галину. Позже пришлось ответ держать и ей. Когда она вернулась из правления, с беседы, смогла сказать только одно слово:
- Ненавижу.
Собрала вещи и ушла.
На следующий день в помощь мне пришла шестнадцатилетняя Полина Лобова. Девочка спокойная, добрая, сирота, которую воспитывали всем поселком. Родители ее погибли на фронте, а бабка умерла года три назад. Мы быстро нашли общий язык с приветливой Полиной. Иногда, после окончания работы сидели и долго разговаривали на разные темы. Поля была любознательна, с удовольствием слушала мои рассказы о любимой мной Латвии и о войне.
Однажды, в выходной я пошла на колодец за водой. Мне нравилось носить два ведра на коромысле. Этому меня научила Полина. На подходе к колодцу я увидела молодого офицера, наполняющего ведра Галины. В душе я порадовалась за нее. Послал ей Бог кавалера, может сложиться семейная жизнь. Галя смотрела на него не отрывая глаз, ласково улыбалась. Но заметив меня, лицо ее изменилось, улыбку сменил надменный взгляд. Я поздоровалась, а Галя перед уходом елейно проворковала:
- Заходите в гости к нам вечерком, Сергей Николаевич, не побрезгуйте нашим угощением.
Офицер ответа не дал, а взял мои ведра и стал наполнять. Я поблагодарила его и водрузив ведра на коромысло, отправилась домой. Навстречу мне уже бежал Леня. А офицер так и стоял, глядя мне вслед.
Марфа Сергеевна рассказала, что Галина перед войной, должна была выбрать из двоих влюбленных в нее парней, за кого выйти замуж. Выбрала не Сергея Корнева и овдовела, а теперь, видно, жалеет сильно, а поезд- то ушел уже. У него вон сколько орденов и медалей, не посмотрит на нее. Я забыла о давешней встрече. Весь день хлопотала по дому и не заметила наступление вечера. В окно постучали. Семен Семеныч открыл дверь, в дом вошел тот же офицер с бутылкой беленькой и закуской.
- Доброго Вам вечера, хозяева. Извините, что без приглашения, - стесняясь произнес гость.
- Ну, что ты, Сергей. Для тебя всегда в нашем доме дверь открыта,- ответил хозяин.
Мы быстро собрали на стол. Расселись. Леня взгромоздился на колени к военному и жалобно смотрел на кусок сахара, которым впоследствии ему удалось завладеть.
Первый тост, как водиться, выпили за победу, потом за всех погибших, а дальше, кто за что. Сергей рассматривал меня, а я краснела и отворачивалась, ища предлог уйти. Наконец, мне удалось улизнуть, я пошла укладывать детей спать.
Сергей дружил с сыновьями моих добрых хозяев и был им, как родной сын. Когда гость ушел, Марфа Сергеевна позвала меня и сказала, Корнев расспрашивал обо мне. Они все рассказали, как есть. Семен Семеныч попросил меня:
- Ирма, Сергей для нас как сын, ты нам тоже не чужая. Если у Вас сложиться семья, мы будем рады. Но если парень тебе не по нраву, не морочь ему голову, дай возможность быть счастливым с другими.
Что я могла им ответить? Я не знала этого человека? Я не строила планов на будущее, я хотела просто спокойно жить и растить Вас.
На следующий день ко мне на работу пришла Галина. Она начала оскорблять меня при родителях воспитанников, накинулась с кулаками. Женщины - родительницы спасли меня от расправы.
Поля рассказала мне, что Галя вчера весь вечер ждала Сергея, а потом увидела его выходящим из Вашего дома и решила проучить меня. Полина вечером заходила к ней за выкройкой и видела накрытый стол и Галку при параде.
Вечером Сергей зашел к нам, дети уже спали, он предложил прогуляться. Старики отпустили меня, попросив не задерживаться долго.
Я не хотела уходить далеко от дома, поэтому мы сели на завалинку за двором. Где - то заливисто пел соловей. Вечерний воздух наполнял запах скошенного сена и цветущих трав. Я чувствовала себя легко и спокойно. Вдруг Сергей нарушил молчание:
- Ирма, выходите за меня замуж.
Я растерялась, мне хотелось сказать ему:
- Да, что ты знаешь обо мне, я могу загубить твою карьеру.
Он опередил меня и сказал, что днем ездил в город. Читал моё личное дело, его под честное слово дал посмотреть лучший друг. Он обещал ни о чем не спрашивать и усыновить Вас с Леней. Чтобы не торопить меня, Сергей сообщил, что уезжает на месяц. За ответом вернется позже. Я не знала, что ему сказать. Он взял мою руку, а я долго и пристально посмотрела в его чистые, голубые глаза. Мне очень захотелось поверить этому человеку. Я вымолвила:
- Сергей, Вы могли бы найти для себя более выгодную партию. Зачем Вам каторжанка с двумя детьми ?
- Ирма, я когда Вас на колодце увидел, тогда и решил, что женюсь. Никто не посмеет мне помешать. Я как сказал, так и сделаю, - твердо и решительно произнес Сергей.
Продолжение следует...здесь