Найти в Дзене

Vespa 100 Sport ❤️ Наследница легенды

Думаю, что Веспа — имя известное многим. Одно время оно даже было синонимом мотороллеров, что и не удивительно, ведь именно Веспа стала родоначальницей нового типа двухколёсной техники. Но давайте я расскажу немного истории, прежде чем поделиться своей находкой.

Скутер был изобретен в 1947 году, как недорогая альтернатива автомобилю в разоренной войной Европе и быстро завоевал популярность, став одним из величайших транспортных явлений, охвативших мир в 20-е годы.

Piaggio P.50-I — довоенный тяжёлый бомбардировщик.
Piaggio P.50-I — довоенный тяжёлый бомбардировщик.

Итальянская фирма Piaggio появилась на 63 года раньше и поначалу занималась изготовлением роскошных интерьеров для железнодорожных вагонов. Затем были сами вагоны, грузовые фургоны, роскошные автобусы, трамваи и спец. кузова для грузовых автомобилей. А к началу Второй Мировой Пиаджо подошла как производитель авиадвигателей, самолётов и гидропланов. Что, как вы догадываетесь, сделало их заводы одними из целей для бомб союзников.

Piaggio MP5 "Paperino" первый прототип
Piaggio MP5 "Paperino" первый прототип

Ринальдо Пьяджо, основатель фирмы, умер в 38-м, и послевоенным восстановлением заводов занимались его сыновья: Энрико и Армандо. Именно Энрико, проанализировав экономическую и социальную ситуации в стране, принял решение о создании лёгкого и дешёвого мотоцикла. Первый прототип был готов ещё в сорок третьем, но он был страшен и неудобен. Поэтому за доработкой будущего мотороллера, Синьор Пьяджо обратился к известному авиаконструктору Коррадино Д'Асканио.

Мотоциклы Д'Асканио не любил. Он считал их неудобными, громоздкими и грязными. Но авиационный опыт и смелость помогли ему с решением этих «мотоциклетных» проблем. Коррадино избавился от рамы в пользу несущего кузова. Ведущее колесо соединил с коробкой передач, убрав тем самым пачкающую цепь. А чтобы облегчить снятие колеса, заменил вилку опорным рычагом. Всё это, вкупе с обтекаемым и эргономичным кузовом, сделало новый «мотоцикл» лёгким, безопасным и комфортным.

Vespa 98CC. Самый первый мотороллер. Фото Piaggio
Vespa 98CC. Самый первый мотороллер. Фото Piaggio

23 апреля 1946 года Piaggio & CSpA подала патент в Центральное патентное ведомство на изобретение, модель и торговую марку. Презентация нового транспортного средства прошла в дорогом римском гольф-клубе в присутствии американского генерала Стоуна, который представлял военное правительство союзников. Основная же итальянская публика впервые увидела Веспу на страницах журнала Motor 24 марта 1946 года и на черно-белой обложке La Moto 15 апреля 1946 года.

Кстати, с итальянского «Vespa» переводится как оса. Это имя дал Энрико Пьяджо, как только увидел новый мотороллер.
Кстати, с итальянского «Vespa» переводится как оса. Это имя дал Энрико Пьяджо, как только увидел новый мотороллер.

Юркий, дешёвый и экономичный скутер быстро завоевал популярность. За первый год было продано около десяти тысяч. На второй год продажи подобрались к 20 тысячам. В 1950-м их стало уже 60. Ещё через три года общий тираж достиг 170 тысяч мотороллеров. Ну а дальше понеслось:
Ноябрь 1953 — 500 000;
1956 — 1 000 000;
1960 — 2 000 000;
1970 — 4 000 000;
1988 — 10 000 000;
На текущий момент свет увидели больше 16 миллионов Весп.

Огромной популярности скутеров способствовал кинематограф. Впервые на экранах Веспа появилась в 1953 году, в знаменитом фильме «Римские каникулы» с очаровательной Одри Хёпберн.

Любопытно, что скопированная Советским Союзом «Вятка» тоже пришлась покупателям по вкусу. Первую сотню тысяч она разменяла на четвёртом году жизни.

Советская нелицензионная копия Вятка ВП-150 от прототипа отличалась большей фарой, небольшими изменениями во внешности и трёхступенчатой коробкой, вместо четырёх ступеней у итальянки. Фото с сайта avtomoto-best.ru
Советская нелицензионная копия Вятка ВП-150 от прототипа отличалась большей фарой, небольшими изменениями во внешности и трёхступенчатой коробкой, вместо четырёх ступеней у итальянки. Фото с сайта avtomoto-best.ru

Всё это время компания не стояла на месте. Первая модернизация произошла в 48-м году, когда на смену модели 98 пришла её преемница Vespa 125 с объёмом двигателя 125 см³. Всего же за 73 года было выпущено порядка сотни модификаций и спец. изданий.

-7

Герой сегодняшней статьи, как мне кажется, относится к концу семидесятых и носим имя Vespa 100 Sport. Такие выпускались с 1978 по 1984 годы и продавались на Североамериканском рынке. Именно под требования США модель получила увеличенные задние фонари. Двигатель тоже прибавил в объёме, получив 100 см³ против 90 у предыдущей модификации. При этом похоже, что сиденье и передние поворотники не стандартные. Подушка с высоким подъёмом предлагался в базе на более поздних моделях. А поворотники в 78-м году были круглые.

-8

Веспа, не смотря на свой возраст, по-прежнему способна дарить радость и вызывать улыбки на лицах прохожих. Вот и я хочу в этот холодный осенний день подарит вам ссылку на солнечную Калифорнию и красную Веспу. Наслаждайтесь.

Спасибо за внимание и не забывайте подписываться на наш канал
А если нужны просто фотки? Есть Инстаграм