Найти тему

Довольны ли россияне своей жизнью?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Отечественная социология полна парадоксов и загадок.

Социологи регулярно проводят опросы, пытаясь выяснить, насколько россияне удовлетворены своей жизнью. Результаты опросов говорят о достаточно высоком уровне удовлетворённости жизнью. Разумеется, этот показатель не стоит на месте, он плавно снижается по мере ухудшения условий существования. Но всё же такое снижение нельзя назвать критическим.

Вот, например, по данным опросов ещё в 2014 г., то есть в самый разгар анти украинской кампании властей, показатель удовлетворённости россиян жизнью не только рос, но и бил рекорды. По данным ВЦИОМ, индекс удовлетворённости жизнью составил 79 пунктов, а индекс социального оптимизма –– 77 пунктов.

В 2018 г., после нескольких лет падения доходов, россияне стали меньше довольны своей жизнью. Индекс удовлетворённости жизнью упал до 53%.

Косвенно о том, что россияне готовы терпеть и дальше существующее положение говорят и недавно состоявшиеся выборы в стране. Подавляющее большинство голосов в регионах, даже самых депрессивных, получила «Единая Россия». Более 65% всех мандатов. Вряд ли недовольные люди стали бы голосовать за правящую партию. Они, скорее, снесли бы её в едином дружном порыве.

В России всё не так. Несмотря на повышение пенсионного возраста, падение доходов, безработицу, народ продолжает выражать своё удовлетворение жизнью.

Получается какой-то жутковатый парадокс. Ухудшение уровня жизни в стране почти не влияет на отношение россиян к власти. Чем хуже живётся в стране, тем больше россияне готовы терпеть существующую власть.

Объяснять такую ситуацию можно по-разному. Между тем, существуют два, более-менее объективных показателя, позволяющие измерить уровень действительной удовлетворённости россиян своей жизнью.

Первый показатель –– количество людей, желающих переехать на постоянное место жительства за границу. По опросам социологов, более 40% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы покинуть свою страну. Доля тех, кто желает уехать, заметно выше среди политических активистов, недовольных существующими порядками, и составляет 24%.

Всего же за период с 1989 по 2015 годы из России уехали около 25 млн.. человек.

Тем менее, среди уехавших за границу, немало людей довольных положением в России. Для них отъезд в другую страну, как бонус, венчающий их успешную карьеру на родине.

Поэтому, данный показатель всё-таки довольно условен.

Второй показатель ––количество суицидов в стране на 100 000 чел. населения. По этому показателю Россия входит в тройку лидеров.Уступает она лишь таким странам, как Лесото и Гайана. Однако, если брать в расчёт только мужские самоубийства –– мы абсолютные лидеры в мире. Нигде столько мужчин добровольно не уходят из жизни, как в России.

В 2016 г. почти 45 тыс. человек –– мужчин и женщин –– покончили с собой в России. Каждый час пятеро наших соотечественников добровольно уходят из жизни.

Насколько же должна опротиветь жизнь человеку, чтобы он добровольно согласился наложить на себя руки! Показатель этот не учитывает тех людей, которые находятся в пограничной ситуации, время от времени задумываются о суициде, но пока ещё не осуществили свои намерения.

Неужели только катастрофически низкий уровень жизни заставляет людей идти на самоубийство? Очевидно, сам по себе низкий уровень жизни есть следствие более глубоких проблем, коренящихся в общественной психологии.

Среди этих проблем можно было бы выделить неспособность людей наладить нормальные отношения с окружающими, взаимодействовать между собой ради осуществления общих целей, делиться своими проблемами друг с другом.

Мы –– общество интровертов, наглухо изолированных друг от друга и погруженных в свои проблемы.

Вот довольно типичная картина любого российского города. Остановка общественного транспорта. Серые мрачные лица людей , ожидающих свой автобус. Никто не разговаривает друг с другом. Казалось бы, мелочь, но достаточно сравнить с любым европейским городом, чтобы подметить существенную разницу. В Европе с вами могут заговорить по любому поводу, в самом неожиданном месте. Например, про погоду, про работу местного муниципалитета, про что угодно. Вы сразу же оказываетесь погруженным в атмосферу коммуникации. Начинаете осознавать, что вокруг вас не серая агрессивная масса, а доброжелательно настроенные люди, готовые в любой момент прийти к вам на помощь.

Многие политологи сетуют на низкую общественную активность россиян. Мол, народ не ходит на выборы, не участвует в деятельности партий и профсоюзов.

Сложно представить, чтобы люди, не способные к коммуникации друг с другом, в обычной жизни, могли выходить на многотысячные демонстрации. В толпе они по-прежнему будут чувствовать себя одиночками, воспринимающими окружающих, как своих недругов. Очевидно, что большинство россиян не выйдут на массовые акции протеста не потому, что они довольны жизнью, а потому что не способны взаимодействовать друг с другом. Слишком велико взаимное недоверие и страх перед незнакомыми людьми.

Когда деструктивные эмоции начинают бить через край, человек готов добровольно уйти из жизни.

Понятно, что лучше бы потенциальные самоубийцы выходили на митинги, выплёскивая вовне своё недовольство существующими порядками, чем стрелялись, травились или вешались. Но пока именно так и происходит, доведённые до отчаяния россияне кончают жизнь самоубийством. Учитывая, что власть к тому же всячески прессует участников массовых акций протеста, люди всё больше замыкаются в себе.

Как всё это непохоже на то, что мы наблюдали в годы перестройки, когда сотни тысяч граждан выходили на улицы и площади своих городов. С тех пор прошло около 30 лет. Общество неузнаваемо изменилось. Как, впрочем, и государство, окончательно превратившись в жестокую репрессивную машину по подавлению инакомыслия. Хотя, нам, порой, кажется, что мы всё те же. Наступит час «х» и миллионы людей, снова объединившись, выйдут на митинги и демонстрации. Но это иллюзии. Мы другие…