Здравствуйте. Мы продолжаем знакомиться с "Историей" византийского летописца Льва Диакона, вернее, с той ее частью, где описаны боевые действия русского воинства под руководством Великого князя Святослава.
Итак, Никифор Фока послал Патрикия Калокира в Русь,чтобы нанять русское войско для войны против болгар, которые осмелились требовать дань с Византии.
Русский князь Святослав с энтузиазмом принялся за дело, которое, кстати, спорилось. Болгарские города один за другим попадали под власть русского князя.
Вскоре политическая обстановка изменилась. Болгары поспешили попросить прощения у византийского императора, к тому же Никифор стал подозревать Патрикия Калокира в измене (небезосновательно). Но тут правление Никифора Фоки закончилось самым кардинальным образом. Он был злодейски убит сторонниками Иоанна Цимисхия, который и стал новым Государем.
Иоанн продолжил политику Никифора по отношению к русам. Он предложил Святославу уйти из Болгарии. Святослав отказался. Тогда Иоанн вошел в Болгарию, чтобы начать военные действия.
Лев Диакон являлся почитателем античных историков, поэтому текст его произведения изобилует архаизмами: русов он обычно называет тавроскифами, болгар мисянами, Черное море Эвксинским Понтом и так далее.
"Россы выстроились,вышли на поле и всеми силами покушались сжечь метательные наши орудия: ибо не могли стоять против свистящих их выстрелов; – и ежедневно множество их убиваемо было бросаемыми из оных камнями. Магистр Иоанн Куркуас, ближний родственник Государя, бывший тогда начальником при сих орудиях, увидя отважное их стремление, не смотря на то что от вина сон одолевал его (потому что это было после обеда), сел на коня и быстро на них устремился. Конь на бегу оступился в яму и сшиб его с себя. Скифы, увидя превосходные доспехи, конскую сбрую и блистательные на оной бляхи (они были вызолочены), почли его за самого Государя и, прибежавши к нему, мечами и секирами изрубили вместе с доспехами без всякой пощады. Отрубленную голову его вонзили на копье и поставили на башне, смеясь над Римлянами, что они Государя их закололи, как агнца на жертву. Таким образом Магистр Иоанн соделался добычею ярости варваров и тем потерпел достойное наказание за безумные преступления против священных храмов: он ограбил, говорят, многие в Мисии церкви; ризы и святые сосуды переделал в собственные вещи."
"Россы, надменные сею победою, на другой день вышли из города и построились к сражению: Римляне также выступили против них густою фалангою. Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспаленный душевным мужеством, извлек свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю – и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. "
Потеряв одного из главных полководцев, русы отступили к Дористолу. Далее автор описывает кровавый языческий обряд древней Руси.
"Как скоро наступила ночь и явилась полная луна на небе, то Россы вышли на поле и собрали все трупы убитых к стене и на разложенных кострах сожгли, заколов над ними множество пленных их женщин. Совершив сию кровавую жертву, они погрузили в струи реки Истра младенцев и петухов и таким образом задушили."
Есть много авторов,повествующих о кровавых жертвоприношениях у языческих славян и русов, но это самый кровавый ритуал из всех. Возможно, автор просто демонизирует противников Византии. Следующей фразой Диакон выражает отношение византийцев к русским:
"Но что сей народ отважен до безумия, храбр, силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют и даже Божественный Иезекииль о сем упоминает в следующих словах: Ce аз навожу на тя Гога и Магога, Князя Росс."
На следующий день Святослав созвал совет. После всех битв войск у него осталось совсем мало, и надо было решить, что же делать дальше.
"Когда он спросил собравшихся к нему, что должно делать; тогда некоторые из них советовали тихо, в глухую ночь, сесть на суда и спасаться бегством: ибо невозможно, говорили они, сражаться со всадниками, покрытыми железными латами, особливо потерявши первых ратоборцев, подкреплявших войско и ободрявших дух воинов. Другие, напротив того, советовали примириться с Римлянами и таким образом, взявши с них клятву в верности, сохранить по крайней мере остаток войска: ибо трудно, говорили они, тайно уплыть, когда огненосные корабли с обеих сторон стоят у берегов и стерегут наши суда, чтобы немедленно всех их сжечь, как скоро покусимся на них отправиться по реке. Тогда Святослав, вздохнув от глубины сердца, сказал: «Погибнет слава, сопутница Российского оружия, без труда побеждавшего соседственных народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим Римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслию, что Русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою”. Так советовал Святослав"
Это было бы похоже на пропагандистский лозунг, но так пишет противник россиян! И добавляет:
Говорят, что побежденные Тавроскифы никогда живые не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивают.
И россияне продолжили войну.
"Услышав слова своего правителя, они со всею охотою решились за свою жизнь подвергнуться опасности и с мужеством выступить против Римской силы. И так на другой день (в шестой день недели, 2-го числа Июля), при захождении солнца, они вышли из города, построились в твердую фалангу и, протерши копья свои, решились идти на подвиг. Государь также поставил войско в строй и вывел из стана. Открылось сражение: Скифы сильно напали на Римлян; кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Тогда Анемас, отличившийся накануне убиением Икмора, увидев Святослава с бешенством и яростью стремящегося на наших воинов и ободряющего полки свои, сделал несколько скачков на коне в разные стороны (делая таким образом, он обыкновенно побивал великое множество неприятелей) и потом, опустив повода, поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не мог умертвить: кольчужная броня в щит, которыми он вооружался от Римских мечей, его защитили. Конь Анемаса частыми ударами копий сражен был на землю; тогда, окруженный фалангою Скифов, он множество их перебил, защищаясь, – но наконец, изъязвленный упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.
И так Россы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на Римлян, кои, устрашенные необыкновенным их стремлением, начали отступать. Государь, увидев отступление войска, боясь, чтоб, от страха к чрезвычайному нападению врагов, оно не подверглось крайней опасности, с копьем в руке, храбро пошел на них с своим отрядом. Загремели бубны и трубы зазвучали к бою. Римляне, следуя стремлению Императора, обратили коней и быстро пустились на неприятелей. Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расстроила Россов: ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам. "
Диакон пишет, что в этом сражении римлянам помог какой- то белый всадник, который воодушевил поникших было воинов, и повел на врага. Поговаривали, что это святой Федор заступился за христиан. Римляне победили.
"Сам Святослав, израненный и истекший кровью, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь."
Далее автор приводит такие несоизмеримые данные о потерях, что я их и приводить не буду.
"Святослав всю ночь печалился о побиении своей рати, досадовал и пылал гневом. Но чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца, не предаваясь печали в крайних обстоятельствах, всеми силами стараться сохранить оставшихся воинов. И так, на другой день, по утру, посылает к Императору просить мира с такими условиями: Тавроскифы должны отдать Римлянам Дористол, отослать пленных, выйти из Мисии и возвратиться в свое отечество, а Римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями(ибо они чрезвычайно боялись Мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить привозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать по-прежнему обычаю друзьями."
Иоанну, по-видимому, тоже надоело воевать
"Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры (μεδιμνα) хлеба. Получивших хлеб было только 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч Русского войска; следственно прочие 38 тысяч пали от Римского меча. По утверждении мира, Святослав просил позволения у Государя прийти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащенном вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блестящих доспехами. Святослав переезжал чрез реку на некоторой Скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плеча широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленном. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты , от других не отличная. И так, поговорив немного с Императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война Римлян с Россами.
Святослав отдал по договору пленных, оставил Дористол и поспешно с остальными воинами отправился на судах в свое отечество. Но Пацинаки (Печенеги), многочисленный пастушеский народ, всеядный, кочующий и живущий большею частью в кибитках, нечаянно на пути напали на него, всех почти истребили и его самого со всеми прочими убили, так что весьма не многие из всего великого Русского войска благополучно возвратились под отеческие кровы."
Вот такая история. Предвзятая, возможно, но все истории предвзятые, отражают точку зрения летописца. Зато написана по горячим следам, автор был современником, а может и свидетелем многих описываемых событий.
Спасибо, друзья, если дочитали до конца. Не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на мой канал.