В Смоленской губернии крестьяне, проходя мимо зданий с траурными портретами Ильича, крестились и желали ему царствия небесного (Из сводок ОГПУ).
Православный Синод после смерти Ленина официально заявил:
«Синод выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы(...) Мы знаем, что его крепко любил народ(... ) Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».
"Известия" №20 от 25 января 1924 года.
Кроме того, есть официальное мнение Патриарха Тихона по поводу того, можно ли служить панихиду по вождю:
"По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду (…) умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен (…) потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души".
"Вечерняя Москва" от 25 января 1924 года.
Безусловно, такие слова Патриарха, менее года назад выпущенного из тюрьмы и обратившегося ко всему Православному миру с призывом относиться лояльно к Советской власти, многие расценивают, как сказанные под нажимом. Точнее так: якобы Тихон правильно подобрал слова, чтобы не усугублять и без того шаткое положение Церкви в те непростые годы и не вызывать на головы верующих новых проблем.
Но есть и ещё более интересные факты. В нескольких губерниях (почему-то чаще всего в сводках ОГПУ фигурирует Псков) действительно служили молебны за упокой Ильича. В некоторых местах тысячи людей приходили в церкви с портретами Ленина.
Это уж точно было сделано не из-под палки. Вряд ли какому-нибудь большевику-политтехнологу в 1924 году пришла бы в голову PR-идея в стиле Пелевина заставить крестьян молиться лидеру мирового коммунизма.
Получается, что не смотря на ужасы гражданской войны, травлю церкви, продразвёрстку, военный коммунизм, раскулачивание и отбирание хлеба у умирающей деревни, крестьяне каким-то образом всё-таки любили Ленина и искренне горевали о его кончине.
Как такое объяснить? Тут два варианта. Первый – до большевиков крестьянам жилось ещё хуже, так что даже ужасы революции показались благом (ну или меньшим из двух зол). Второй – нам активно врут по поводу ужасов, устроенных чекистами.
Сталин и Матрона
Впрочем, перейдем ко второму пассажу о странных взаимоотношениях советских вождей и будущих православных святых.
Существует такая расхожая московская легенда, что осенью 1941 года, когда немцы уже стояли на подступах к Москве и когда была эвакуирована в Самару почти вся советская верхушка, Сталин встретился с блаженной Матроной. Дальше в легендах есть разногласия – по одной версии Матрону привезли к Сталину, по другой он сам лично приехал к ней.
Якобы Матрона заверила Сталина, что он выиграет войну, а также посоветовала совершить облёт с иконой Казанской Богоматери трёх городов: Москвы, Ленинграда и Тулы (кстати, эти три города так и не были взяты фашистами, хотя любой историк под присягой даст показания, что шансов у Гитлера было более, чем достаточно).
Однако никаких документальных подтверждений ни этой встречи, ни облётам не существует. Что не помешало в 2008 году появиться уже стопроцентно реальной иконе «Матрона и Сталин», которая даже несколько дней находилась в храме Святой княгини Ольги в Стрельне (С-Петербург). Впрочем, реакция общественности была столь бурной, что икону всё-таки убрали, а настоятеля храма освободили от должности.
Но интересен конечно сам факт того, что в народе продолжают отождествлять некоторых лидеров государства с высшими силами. Естественно, не всех лидеров, а тех, кто по мнению народа совершает праведные поступки. Ну а дальше уже личное дело каждого, соглашаться со своим народом или нет.
Дальше личное мнение
Кстати, что касается легенды о встречи Вождя народов и Матроны. Лично мне всегда хотелось верить в эту историю, как и в облёт Москвы с иконой. Но все маститые историки, с которыми удавалось пообщаться на эту тему, категорически, даже иногда с пеной у рта, отрицали возможность этих событий.
Однако недавно я разговорился на эту тему с моим знакомым Батюшкой. Он рассказал, что его близкий родственник во время войны жил в Москве, в эвакуацию не поехал. А проживал он в Марьиной роще, в деревянном двухэтажном доме, где часто бывала Матрона (как известно, он не имела собственного угла и кочевала по знакомым). В какой-то день этот человек видел из окна, что во двор въехали три черных машины. Из одной выбежал военный, побежал в дом. Вскоре вернулся. Весьма взволнованный. После него из машины вышел Поскрёбышев (личный секретарь вождя).
Тоже ушёл в дом. Был чуть больше, но вышел тоже растерянный (вроде как даже покрасневший). В результате некоторое время чиновники и военные бегали туда-сюда. Потом все расселись по машинам и уехали. Ни Матрону, ни Сталина он не видел. Но тут же пошли сплетни, что Матрона отказалась спускаться к Сталину. Сказала – пусть сам ко мне идёт. Сталин отказался. Переговоры затянулись. Никто не хотел уступать. Тупик. Тогда Матрона велела передать: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Не уезжай из Москвы».