В первой части статьи о электромобилях ВАЗ были описаны тольяттинские разработки по электротеме с 1970-ых годов и вплоть до развала СССР. Эти электромобили так и не были пущены в производство по ряду причин, главной из которой являлась дороговизна производства, но зато они оставили заводу обширный опыт в проектировании электромобилей. Как обстояли дальнейшие дела завода в этом направлении читайте в этой статье.
Для начала стоит отметить, что вместе с переходом экономики на рыночные рельсы, вектор разработки электромобилей на ВАЗе также изменился. И если при СССР Минавтопром ждал от завода преимущественно промышленные грузовики и фургоны, то в реалиях новой России ВАЗу пришлось переориентироваться на гражданскую продукцию.
В результате этого в 1992 году под электротягу была переделана ВАЗ-1111 "Ока". Внешне это остался тот же автомобиль, изменилась только внутренняя компоновка. Двигатель был использован всё тот же, что и на прошлых разработках - ПТ-125. Источником питания служили никель-кадмиевые батареи общей ёмкостью 100 Ач и напряжением 135 Вт. Батареи утяжелили машину на 315 кг, поэтому и без того скромная грузоподъёмность "Оки" стала ещё меньше, из-за этого также были установлены более мощные пружины.
Запас хода "Электро-Оки" составлял 110 км, а разгоняться она могла свыше 100 км/ч (разгон 0-100 занимал 14 секунд). Ресурс батарей составлял 1500 циклов, т.е. их хватало примерно на 150 000 км пробега. А стоимость такой "Оки" в то время была $18000, 70% которой составляли батареи. Несмотря на такую дороговизну в 1994 году было организовано опытное производство этих машин, всего было собрано 20 ВАЗ-1111Э.
Также эти машины неоднократно принимали участие в международных соревнованиях и автопробегах электромобилей.
На основе тех же агрегатов в 1996 спроектировали ВАЗ-1152 "Эльф" - концепт-кар с открытым верхом. Его характеристики были аналогичны "Электро-Оке", но предназначался он скорее для активного отдыха и летних поездок.
Также к маю 1995 был готов макет ещё одного концепт кара - Lada Rapan. Внешний вид автомобиля был преисполнен биодизайном, а "Рапаном" её прозвали из-за схожести с ракушкой брюхоногих моллюсков. В "Рапане" было реализовано много прогрессивных решений: панель приборов, интегрированная в рулевое колесо, большая площадь остекления с парковочными окнами, длинные фары, переходящие в боковые зеркала. А по трансмиссии это оставалась та же "Ока" с двигателем ПТ-125 и никель-кадмиевыми аккумуляторами.
Причин, по которым эти электромобили не пошли в серийное производство опять же хватает. Это и высокая стоимость двигателя с батареями, и отсутствие денег у завода. Но тут ещё стоит добавить и проблему зарядки машин, ведь тогда в России не было станций подзарядки даже в крупных городах. А в случае с "Рапаном" добавлялась ещё и сложность конструкции кузова, но он был скорее носителем прогрессивных решений, и не должен был идти в массовое производство.
Помимо городских автомобилей, в 1999 году на ВАЗе приступили к разработке так называемых "гольф-каров". Так, по заказу московского гольф-клуба в Нахабино, были спроектированы и построены электромобили "Лада Гольф-1002" и " Лада Гольф-1004".
Они представляли собой двух- и четырехместные гольф-кары с электродвигателем ПТ-125. Запас их хода был равен 40 км, а максимальная скорость - 24 км/ч. Несколько опытных образцов были отданы в Нахабинский гольф-клуб, где, возможно, эксплуатируются и сейчас. В 2001 году была также представлена модификация "Лада Гольф-1004Т" с пластиковой крышей.
В это же время был разработан своеобразный преемник грузовых "Пони" - ВАЗ-10031 «Бронтокар». Он представлял собой небольшой грузовик с открытым верхом, предназначавшийся для работ в цехах. Его грузоподъёмность составляла 600 кг при запасе хода в 80 км, а кузов предполагал установку различных модульных модификаций. Эти электромобили изготавливались на фирме "Бронто", несколько экземпляров были отправлены в Московский Международный торговый центр и в Санкт-Петербургскую резиденцию Президента.
В 2011 году был представлен электромобиль Lada Ellada, спроектированный на основе "Калины". Его оснащали импортным 30-киловаттным электромотором MES, а запас хода составлял около 150 километров. Lada Ellada можно назвать самым массовым ВАЗовским электромобилем - всего было выпущено 100 автомобилей, часть из которых отдали различным фирмам для испытаний, а остальные поступили в открытую продажу. Известно, что цена на электромобиль составляла 960 000 рублей, и на 2017 год удалось продать лишь 50 "Эллад".
Дальнейший выпуск Lada Ellada было решено отложить, опять-таки, из-за высокой цены комплектующих. Но руководство ВАЗа заявило, что работает над снижением себестоимости путём замены импортных комплектующих на отечественные. Поэтому не исключено, что мы ещё увидим новые отечественные разработки в сфере электромобилей.
Спасибо за просмотр! Ставь лайк и подписывайся на канал, если хочешь узнать больше интересных фактов об отечественном автопроме.