Наверное, сейчас все знают, что "ять" — то же самое, что и простое "е". Просто раньше для обозначения этого звука использовалось 2 буквы. На самом деле, "ять" звучала как долгое "е". Но разница была так незаметна, что скоро ее скоро перестали считать отдельным звуком. Слова с "ять" стали чем-то вроде исключений, которые все гимназисты должны были учить наизусть, чтобы грамотно писать. А этих слов была не одна сотня и не все из них подчинялись правилам. Представьте, каково это: учить в каких словах пишется "е", а в каких "ять", если дают они примерно один звук. Гимназисты придумывали целые стихотворения, которые помогали запоминанию "исключений" и облегчали написание диктантов. Вот некоторые из них: Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ,
Убѣжалъ бѣдняга въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять —
Такъ и надобно писать. Замѣшу посѣв въ мѣрило,
Ѣ