Найти тему
Год в истории

Их было тринадцать тысяч, осталось 48… Подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен

В ноябре 1943 года нога советского солдата вновь ступила на крымскую землю. В ходе Керченско-Эльтигенской операции частям 56-й армии удалось отбить небольшой плацдарм в районе города Керчь. Буквально год назад здесь, в Аджимушкайских каменоломнях, долгих шесть месяцев держали оборону последние защитники Крыма. Вот как описывал свой спуск в иссеченные пулями и взрывами тоннели, ставшие последним убежищем и одновременно братской могилой для солдат и местных жителей, Иван Проценко:

«Чем дальше мы уходили, тем тяжелее становился воздух. Пахло сыростью и тленом, на земле валялись тряпки, бумага, кости. <…> На стенах были какие-то надписи, лозунги, фамилии. <…> В одном из проходов подземного лабиринта нам попался железный ящик. Он был открыт, там находились какие-то бумаги, конторская книга с подробными списками воинов, другие документы. Помню, что там были и продовольственные документы, ибо нас поразила крайне малая норма продовольственного пайка. <…> Это было страшное зрелище…»

Зрелище было действительно страшным, и оборона Аджимушкайских каменоломен стала одним из символов стойкости и силы духа советских воинов.

Высадка десанта в ходе Керченско-Эльтигенской операции
Высадка десанта в ходе Керченско-Эльтигенской операции

Начало 1942 года было временем оптимизма советского командования. Почти на всем протяжении огромного фронта готовились или уже проводились наступательные операции, которые должны были отбросить немецкие войска с советской земли. Исключением не стал и Крым, и именно здесь еще в конце декабря 1941 года было высажено несколько десантов, которые отбили часть Керченского полуострова и создали угрозу находящимся там частям 11 –й армии вермахта. Но успешно начавшаяся операция вскоре застопорилась. Уже 15 января 1942 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна перешли в контрнаступление, смогли потеснить части Красной армии и отбить Феодосию. Лишь благодаря переброске в Крым дополнительных сил, преобразованных с уже имевшимися на полуострове в Крымский фронт, положение удалось выровнять.

С конца февраля 1942 года Крымский фронт предпринял несколько попыток наступления, но успеху мешала как слабая подготовка, так и начавшаяся распутица: танки вязли в непроходимой грязи, солдатам было крайне тяжело передвигаться. Но командование, в том числе прибывший в Крым начальник Главного политуправления Лев Мехлис, настаивали на продолжении операции, невзирая ни на что. Результатом этого стало сосредоточение основных сил вдоль линии фронта при отсутствии крепкой обороны, чем и воспользовались немцы, нанеся сильный удар с юга и вытеснив части Красной армии к Керченскому проливу. Прикрывать эвакуацию частей Красной армии на Таманский полуостров должна была сводная группа численностью до 13 тысяч человек под руководством полковника Павла Ягунова. Именно эта группа заняла оборону в районе Аджимушкайских каменоломен.

Лев Мехлис
Лев Мехлис

Защитники каменоломен заняли огромную подземную сеть тоннелей и пещер, куда были спущены в том числе и местные жители. 20 мая 1942 года, когда остатки Крымского фронта покинули полуостров, группа Ягунова осталась единственной силой на полуострове, способной оказывать сопротивление. Однако ведение боевых действий осложняло множество факторов: у находившихся в подземельях солдат было мало боеприпасов, проблемы со связью, водой, медикаментами. Сразу после окружения была предпринята атака прорваться к Керченскому проливу для последующей переправы к своим, в атаку пошли порядка 8 тысяч солдат. Было уничтожено несколько огневых точек, но сильный огонь противника заставил красноармейцев отступить с большими потерями.

Некоторое время защитникам удавалось контролировать район вокруг каменоломен, но частям вермахта удалось занять эти участки, вынудив всех красноармейцев уйти под землю. Немцы пытались преследовать их, но в каменоломнях встречали жесткий отпор и несли большие потери. Поэтому было решено изменить тактику: колодцы на поверхности, из которых защитники брали воду, были уничтожены, а в катакомбы 25 мая 1942 года пущен отравляющий газ. В тот день многие погибли, поскольку у бойцов в подземелье не хватало противогазов. Оставшиеся в живых приступили к сооружению газоубежищ, в которых пережидали последующие химические атаки.

Немецкие солдаты в Крыму
Немецкие солдаты в Крыму

После уничтожения колодцев вопрос добычи воды встал наиболее остро. Первое время добывать жизненно необходимую жидкость можно было лишь со стен и потолка тоннелей в виде капель, либо проделывая небольшие отверстия и отсасывая воду через трубочку. Процесс этот был изнуряющий и сложный, но хорошо организованным: каждый раненый воин прикреплялся к здоровому, который должен был добыть для него одну флягу в сутки.

В начале июня проблема воды была решена. К старому колодцу под землей был пробить тоннель, через который в каменоломни поступала вода. Позже был вырыт еще один, что позволило накопить достаточные резервы для длительной обороны. Немцы пытались взорвать систему водоснабжения каменоломен, но им это не удалось: защитники сумели укрепить своды тоннеля подпорными стенками, а само его местонахождение было засекречено для подавляющего числа обитателей каменоломен.

Николай Бут. "Аджимушкайская Аленушка"
Николай Бут. "Аджимушкайская Аленушка"

У защитников каменоломен первое время имелись достаточно большие запасы пищи: в тоннелях находились склады Керченского военторга. Изначально контроля за расходом еды не велось, но запасы быстро таяли, что вынудило командование пойти на строгое нормирование. Вот какое довольствие имели защитники спустя несколько месяцев обороны:

-хлеб – 200 грамм;
-жир – 10 грамм;
-концентраты – 15 грамм;
-сахар – 100 грамм.

Большое количество сахара объясняется тем, что именно этого продукта было больше всего на складах. К концу обороны, когда другая еда закончилась, сахар стал фактически основной пищей для защитников.

Штаб подземного гарнизона
Штаб подземного гарнизона

Понимая, что новые попытки штурма каменоломен и применение отравляющих веществ не дадут результата, немцы приступили к подрыву тоннелей в расчете замуровать находящихся там бойцов. Защитники несли большие потери и вынуждены были уходить еще глубже, но отказывались сдаваться: они осуществляли вылазки, уничтожали живую силу противника, захватывали оружие и боеприпасы. Однако одна из вылазок закончилась плачевно. 5 июля 1942 года уже внизу, разбирая трофеи, полковник Ягунов осматривал гранату, которая взорвалась в его руках. Первый руководитель обороны погиб.

Павел Ягунов
Павел Ягунов

Место Ягунова занял полковник Бурмин, человек достаточно жестокий и требовательный. Он возглавил оборону и все лето защитники каменоломен сражались с немецкими частями. К началу осени их активность постепенно спадает: голодные и полуслепые солдаты несли высокие потери, не хватало боеприпасов, а имевшиеся в наличии патроны быстро отсыревали. Но боевой дух защитников все еще был высок, они продолжали бороться на пределе своих возможностей.

Николай Бут. "Последний бой"
Николай Бут. "Последний бой"

Желая наконец сломить сопротивление, немцы в сентябре 1942 года начали проводить работы по закладке взрывчатки, намереваясь рассечь каменоломни на две части одним большим взрывом. В конце месяца взрыв был произведен, и хоть изначальная цель не была достигнута, но защитники оказались в безвыходной ситуации. Некоторые бойцы, дойдя до отчаяния, даже сформировали группу, намереваясь выторговать себе жизнь у противника. Об этом позже вспоминал лейтенант Воинов:

«В каменоломнях были предатели, которые сами хотели сдаться в плен и сдать командиров. Они создали группу. В каменоломнях завязалась схватка. Несколько человек из их группы были убиты и 2 схвачены и доставлены в штаб. Предателей расстреляли».

Оставшиеся в живых защитники каменоломен были либо взяты в плен в тяжелом состоянии, либо уничтожены при попытке сопротивления. Судя по немецкому донесению, последний бой состоялся 31 октября 1942 года, при этом было ранено двое немцев и 18 румын.

Николай Бут. "Во имя жизни"
Николай Бут. "Во имя жизни"

Лишь благодаря воспоминаниям оставшихся в живых защитников каменоломен мы сейчас можем узнать о подвиге, совершенном в Аджимушкае в 1942 году. Пройдя через концлагеря, они сохранили воспоминания о полугодовой обороне, о несломленных людях, о стойкости на фоне катастрофы. После десятилетий забвения, в 1966 году, в Аджимушкае был открыт музей, а затем и мемориальный комплекс. В 1990 году ряд защитников был посмертно представлен к наградам: это все, что родина с запозданием могла дать самым храбрым своим сынам.

Мемориальный комплекс "Аджимушкайские каменоломни"
Мемориальный комплекс "Аджимушкайские каменоломни"
Источники:
Всеволод Абрамов. Керченская катастрофа

Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать: Об истории появления штрафных подразделений;
О появлении первой советской конвертируемой валюты;
О том, как создавалась массовая коммунистическая партия

1942 год продолжается! Далее вас ждет статья о начале сражения за Сталинград. Подписывайтесь на канал и не пропустите! Если вам понравилась статья, то поддержите ее лайком.