Привет всем, интересующимся темой Второй мировой войны, в целом, и Великой Отечественной Войны, в частности!
Нашёл в немецкоязычном интернете военный дневник Лотара Грубера, солдата Вермахта, воевавшего в Группе Армий Север, на территориях нынешних Ленинградской и Новгородской областей.
Сначала небольшая предыстория, а потом сам дневник с некоторыми фотографиями…
6 сентября 1944 года в Латвии, в возрасте 22 лет, родом из Штуттгарт-Цуффенхаузен, погиб сержант Лотар Грубер. В «похоронке» говорится, что его тело пришлось «оставить врагу».
Грубер служил с 9 сентября 1941 года в 1-м батальоне 272-го полка 93-й пехотной дивизии. В общей сложности три года, с перерывами на учебу в унтер-офицерской школе и несколькими отпусками.
Грубер сделал много фотографий, и, к счастью, сохранились почти все письма, которые он написал своей девушке, и военные дневники за 1941 и 1943 гг.
Сохранились только два из, по крайней мере, трёх дневников (1941, 1943, 1944), но второй (за 1943 г.), предположительно был повреждён детьми, и несколько страниц пропали. Возможно, существовал дневник и за 1942 год. Дневник за 1944 год Грубер мог иметь при себе, когда был убит. В дневниках описан текущий распорядок дня в краткой форме, и часто записи содержат чуть больше, чем «Сегодня всё тихо». Тем не менее, из них можно получить хорошее общее впечатление о жизни на фронте. Описаний боевых действий в стиле военного романа или подробных отчетов в дневниках ожидать не следует, ведь они вряд ли предназначались для публикации. Они велись, скорее, на память о великом «приключении», в котором участвовал их автор.
После боев 1942 года на Волхове, Невской дуге и в районе Холма фотографий в 1943 стало меньше, и очень мало за 1944 год.
Помимо очень личных вещей в письмах содержатся рассказы о боевых действиях группы армий «Север» под Ленинградом, в районе Холма, в Эстонии и Латвии. Упоминаются еда, фильмы, показанные солдатам, и даже музыка солдатской станции Белграда. Эта общая информация была критерием для выбора отрывков из писем, поскольку воспроизведение более интимных вещей было бы не только неинтересно, но и безнравственно.
Итак, сначала записи из дневника за 1941 год:
1.9.1941
По России из Пскова через Гдов и в 40 км от Чудского озера остановились на жд-вокзале, в Сланцах, выгрузились утром.
Марш в Нарву на Финском заливе.
Ночевка в Нарве в Русской крепости на Нарве.
5.9.1941 пятница
Кингисепп
6.9.1941 суббота
Котлы
7.9.1941 воскресенье
Копорье
8.9.1941 понедельник
Глобицы
9.9.1941 вторник
Прибыл в штаб батальона в качестве связиста. Познакомился с новыми товарищами. Вообще отличные ребята! У нас хорошее жильё.
10.9.1941 среда
Тишина. Русские ведут себя спокойно. В полдень привели в порядок оружие. Ночью у меня дежурство на узле связи.
11.9.1941 четверг
Все ещё тихо. Утром мы проводим телефонную линию. Затем стираем наши вещи. Ночью у меня полуторачасовое дежурство на нашем узле связи.
12.9.1941 пятница
С утра у нас учёба на узле связи, потом пишем письма. Сразу после еды я и ещё двое должны найти место обрыва линии. Нам попались 8 русских. Они сразу сложили оружие. К вечеру мы должны свернуть все линии. Переходим на новые позиции. Поздно вечером прибыли в новое расположение батальона.
13.9.1941 суббота
Утром мы с ефрейтором Геллером должны в качестве связистов прибыть в 7-ю роту. Нам пришлось пройти 3 км, где не было ни одного немецкого солдата. Прошли удачно. Несколько часов спустя на том же пути погиб наш командир батальона гауптман фон Шульц. Русские ночью прорвались через соседний батальон. Ночью у меня дежурство в палатке командира роты.
14.9.1941 воскресенье
Ночью почти ничего не происходило. Шёл дождь. Мы разожгли костёр перед нашей палаткой. И тут началось. Солнце взошло, и был хороший день. Русские ещё раз попробовали пробиться между нами и соседней ротой. У них почти получилось, но они были отброшены в результате полуторачасового боя. В полдень разрывы тяжелых русских орудий раздались в непосредственной близости от нас. Эскадрилья Ju-88 полчаса бомбила их мощными бомбами. Незадолго до наступления темноты нас сменил сапёрный батальон. Мы прошли 4 км к шоссе в качестве подкрепления. Там русские пытались прорваться более крупными силами.
15.9.1941 понедельник
Ночью мы строили оборонительную позицию. Каждый должен сделать так называемую стрелковую ячейку для укрытия от артобстрела. За исключением нескольких небольших перестрелок почти ничего не произошло. Кажется, русские успокоились. Но в 7 (19) вечера они атаковали. Сначала они накрыли нас артогнём, но был большой перелёт. Им интенсивно отвечала наша арта. Примерно через полчаса русская арта замолчала. Наша тоже постепенно прекращала огонь. И тут справа от наших позиций на расстоянии метров 100-150 снова началась стрельба. Она почти сразу распространилась по всему фронту. Русские пытались пробиться большими силами. Застучали 2 наших пулемёта, а также миномёты и автоматы, стоял грохот. Примерно через 20 минут всё снова стихло. Наша арта ещё с час вела сильный беспокоящий огонь. Ночью ещё возникла небольшая стрельба. Это взяли в плен русских разведчиков. В остальном ночь прошла спокойно.
16.9.1941 вторник
Утро было спокойным. Всю ночь шел дождь и мы дрыхли часов до 10. Было ужасно грязно. День был очень тихим. В 4 часа утра телефонную линию оборвали ручной гранатой. Держали связь по рации.
17.9.1941 среда
С утра снимаемся. Идём назад в Воронино к месту боя. В полдень садимся в грузовики. Едем 27 км до Гостилиц. Там ночуем. По дороге нас обстреляла арта. Но мы удачно проехали. Едва мы выгрузились, как артиллерия русских начала обстреливать въезд в нас. пункт и улицу в 50-100 метрах от нас. Всё обошлось. Неподалёку от нас находилась наша тяжёлая артиллерия и всю ночь обстреливала русских.
18.9.1941 четверг
Идём дальше до Новой и там обустраиваемся. День очень тихий. Вечером наша арта вела беспокоящий огонь. Ночью нас привели в повышенную боеготовность, поскольку, со слов пленных, можно ожидать атаки русских. Но этого не произошло. Ночь прошла спокойно.
19.9.1941 пятница
В первой половине дня немного отдохнули. Несколько эскадрилий бомбардировщиков бомбили русских почти 2 часа. Во второй половине дня мы свернули нашу линию связи и вечером ушли. Шли около 5 км до Порожек. Здесь русские атаковали крупными силами. Но, всё-таки, были отбиты, оставив после себя около 800 погибших. Русские засели повсюду вокруг деревни. У них был хороший обзор, и они долго обстреливали деревню артиллерией и миномётами. Нам пришлось двигаться очень осторожно. По нашему прибытию некоторые немецкие батареи открыли заградительный огонь. Ночь прошла относительно спокойно. Пару раз слышался заградительный огонь.
20.9.1941 суббота
Мы находимся в полуразрушенном доме. Уже ранним утром наш арта снова ведёт огонь. Но и русские тоже произвели по деревне несколько выстрелов. А в остальном спокойно. В полдень вёлся артиллерийский и пулемётный огонь. Днём тоже было тихо. Мы прилегли отдохнуть. Снова объявлена высокая боеготовность. Мы спим в полном снаряжении, опоясанные, винтовка и стальной шлем под рукой. С 2 до 4 часов у меня дежурство. Меня разбудил сильный артогонь по позициям 271 полка, которому придали наш батальон в качестве подкрепления. Русские стреляли до без пятнадцати девять. Потом на позиции 1-го батальона 271 полка началась атака, которую отбили за полчаса, освещая всё бесчисленными осветительными ракетами. Должно быть, русские хорошо видели нас в свете ракет, потому что рядом с нами просвистело 5 выстрелов. Мы бросились в укрытие, и стрельба сразу прекратилась.
21.9.1941 воскресенье
С утра наша арта ведёт заградительные огонь. Потом у нас на правом фланге послышался сильный шум боя. Несколько мин прилетело от русских и разорвалось возле нашего дома. Но ничего не случилось. Люфтваффе весь день, не прекращая, бомбила Ораниенбаум и Петергоф. Они находятся примерно в 15-20 км от нас в северо-северо-западном направлении. В последующие дни должно произойти крупное наступление всего 38-го армейского корпуса в целях полного уничтожения этого котла. Мы чистим и проверяем наше оружие и приборы. С 16 до 17 часов артиллерия и миномёты работают по деревне. Всю ночь наши летчики бомбили позиции русских.
22.9.1941 понедельник
Утро было тихое. Наша арта вела беспокоящий огонь. Около 12 часов взвод нашего батальона и один батальон 271 полка перешли в атаку. Мы прокладываем связь от нашего взвода до батальона. В 13 часов возле нас ложится сильный артогонь. Русские установили большие минные поля и сильно укрепились. В 18 часов вечера атакующие вернулись назад. Ночью царило относительное затишье.
23.9.1941 вторник
Уже с 8 часов утра артогонь. В полдевятого снаряд попал прямо в наш дом. К счастью, перекрытия выдержали. Окна вылетели, но пара осколков пробили перекрытие и разлетелись по комнате. А все мы были в ней. К счастью, никто не пострадал. От пыли и гари поначалу ничего не было видно. Мы надели каски и ринулись наружу в траншеи. Больше ничего необычного не произошло.
24.9.1941 среда
День был очень тихий. За исключением небольшого артобстрела в полдень. Наши самолёты работали постоянно. Вечером пришла наша смена. С ней было два радиста. Ночь тоже была тихая. В результате обстрела у нас был один погибший.
25.9.1941 четверг
В 6 часов утра нас грубо разбудил артобстрел. Как будто на русских обрушилась колдовская магия огня. Утром мы чистили оружие и снаряжение. Немного позанимались уроками радиосвязи. После обеда нужно было отправиться в составе крупного отряда разведку. Это была моя первая. Мы прошли 5 км за передовые немецкие позиции. Несмотря на численность в 45 человек, обошлось без контакта с врагом, т.е. боя не было, но мы смогли наблюдали за русскими. В 18 вечера мы успешно вернулись назад сильно уставшими. Сразу пошли спать. Дежурить в эту ночь нам было не надо.
26.9.1941 пятница
Утром в 7 часов всё началось по новой. Связисты пошли вместе с разведчиками. Но мы остались при батальоне. В 9 часов в момент демонтажа нашего оборудования над нами пронеслась эскадрилья русских бомбардировщиков и неплохо закидала нас своими яйцами. Но в остальном было тихо. На позициях соседнего батальона русские постоянно пытались прорваться. Но им не удавалось. 150-250 пленных каждый день.
27.9.1941 суббота
День довольно тихий. Дважды русские пытались атаковать нас, но были отбиты с большими потерями. В полдень к нам прибыл посыльный мотоциклист из полка, хотя должен был прибыть ещё ночью. Он сбился с пути и попал в лапы к русским. Его отвели к комиссарам, и они допрашивали его, когда случился налёт люфтваффе. Комиссары кинулись в укрытие, забыв о пленном. И он сел на свой мотоцикл и удрал. Вернулся к нам невредимым.
28.9.1941 воскресенье
Уже в 7 утра русские начали артобстрел, который продолжался весь день. В остальном ничего существенного.
29.9.1941 понедельник
Меня отправили в полк. В остальном спокойно.
30.9.1941 вторник
Утром нам сделали прививку от холеры. На подкрепление пришла танковая рота из батальона сопровождения фюрера. В остальном, кроме артобстрела и нескольких перестрелок всё было тихо.
1.10.1941 среда
Без каких-либо особенных событий
2.10.1941 четверг
Сегодня русская артиллерия бьёт с повышенной интенсивностью. У нас есть несколько раненых. Нам зачитали воззвание фюрера.
3.10.1941 пятница
Мы взяли несколько пленных, они будут работать у нас в последующие дни.
4.10.1941 суббота
Мы строим массивное укрытие, так как русская артиллерия постоянно ведёт огонь. Стреляет зажигательными снарядами.
5.10.1941 воскресенье
Утром занятия по броску ручных гранат в цель. Потом подшивали вещи и стирали. В остальном всё спокойно.
7.10.1941 вторник
Вчера было спокойно, кроме артобстрела. Он продолжается и сегодня. Мощный артобстрел ночью.
8.10.1941 среда
С утра довольно тихо. Днём я иду в разведку. Сильный артобстрел вечером. Наша арта всю ночь ведёт заградительный огонь.
9.10.1941 четверг
Утром нас сменяют, и мы переходим на другие позиции. Я должен идти впереди с двумя товарищами. По нам вели сильный и точный артогонь, через который мы должны прорваться. Прорвались без происшествий. В остальном ничего особенного. Сегодня выпал первый снег.
10.10.1941 пятница
День очень спокойный
11.10.1941 суббота
C утра русская артиллерия очень сильно обстреляла нас. Но обошлось без потерь. Это означает, что в ближайшие несколько дней мы предпримем серьёзное наступление для очистки котла. День относительно тихий. Русские всё чаще пытались прорваться в месте нашего предыдущего расположения, чтобы выйти из окружения.
12.10.1941 воскресенье
День довольно тихий. Ночью русские предприняли попытку прорыва, которая не удалась.
13.10.1941 понедельник
На самом деле, нам нужно уже наступать, чтобы раскатать котёл. Но, к сожалению, русские про это узнали. Здесь мы столкнулись с остатками лучших элитных войск, разбитых под Ленинградом. Тут стоят ещё целые полки ГПУ, которые воюют очень хорошо. Многие могут говорить по-немецки. Они прослушали наши разговоры. К счастью, это было вовремя обнаружено. Мы оборудуем ложные позиции, чтобы ввести русских в заблуждение, займём их ночью. В остальном день тихий.
14.10.1941 вторник
День протекает довольно спокойно. Только постоянно работает наша арта.
15.10.1941 среда
Сегодня тоже не произошло ничего особенного. Мы достроили часть ложных позиций.
16.10.1941 четверг
Мы наступали, но не рассчитывали на такие сильные укрепления. Наступление забуксовало.
18.10.1941 суббота
Наша арта постепенно разрушает оборонительные позиции, но мы пока не наступаем, чтобы избежать потерь.
19.10.1941. воскресенье
Наша арта снова ведёт заградительный огонь по позициям русских. Русские стреляют тоже. В нашем отряде есть погибший. Он искал место обрыва линии и, лёжа, получил осколок в левое плечо, который, вероятно, проник до сердца. Мы похороним его вечером.
20.10.1941 понедельник
Русские в течение часа вели беспокоящий огонь по нашим позициям. За исключением раненого у нас потерь нет. Артиллерия работала весь день.
21.10.1941 вторник
Мы должны были перепровести линию связи и попали под сильный артобстрел. Но всё удачно, без потерь.
27.10.1941 понедельник
Тем временем, мы продвинулись к Зрекино и дальше. Теперь мы должны находиться здесь на исходной позиции до наступления.
3.11.1941 понедельник
По приказу фюрера наше наступление отменяется. Очевидно, мы должны взять русских измором, либо дождаться сильного снегопада, который покроет минные поля толстым слоем снега. Ходят слухи об отпуске с 20.11.???
7.11.1941 пятница
Крупные атаки русских на день Сталина.
8.11.1941 суббота
Тишина, за исключением взаимных артобстрелов и разведдеятельности.
9.11.1941
У нас выходной, всё спокойно
18.11.1941
Спокойно пришли в Гостилицы.
На этом записи в дневнике за 1941 года заканчиваются.
Продолжение за 1943 год здесь