В юности огромное влияние на Ивана Крамского оказало творчество Александра Иванова и в частности - его картина "Явление Христа народу".
Ещё в начале 1860-х, учась в Академии, Крамской увлёкся темой искушения Христа. Путешествуя по Европе, он познакомился со многими образцами старого и нового искусства - и все время, не прекращая, искал "своего" Иисуса. А однажды увидел человека, погруженного в глубокое раздумье - и был поражен, как подходил тот сложившемуся у него в голове образу. Впоследствии Крамской ещё не раз натыкался на эту фигуру и понял: он наконец нашёл то, что так долго искал. Так появилась картина "Христос в пустыне".
После своего крещения Иисус удалился в пустыню, где постился сорок дней и ночей. Там его и настиг дьявол, чтобы ввергнуть в искушения. Последнее из них, по преданию, было явлено Иисусу на горе близ города Иерихона: дьявол предложил "все царства мира и славу их", если Христос поклонится ему. Однако Иисус отказался.
Крамской хотел запечатлеть на картине драматическую ситуацию нравственного выбора, с которой рано или поздно сталкивается каждый человек. Христос, очевидно, свой выбор уже сделал: во взгляде его читаются обреченность и готовность принять на себя искупительную жертву за грехи человечества…
Он словно уже сделал свой первый шаг на пути к Голгофе, хотя вся поза Его – замершая, недвижимая, с крепко сжатыми в немой молитве ладонями – говорит нам о том, как тяжело далось Христу это решение.
Природа замерла вместе с Ним, ничто не шевелится в окружающем Иисуса пейзаже – бесплодном, безжизненном.
Но посмотрите на мрачное лицо Спасителя. Его взгляд устремлён не на то, что видимо глазу… Христос заглядывает в самые глубины своего сознания, спрашивает себя: "А справлюсь ли?" Картина пронизана работой Его мысли.
Линия горизонта с пламенеющей полосой восхода по краю словно делит мир на две части: холодную и бесплодную пустыню и небо – место будущего преображения Христа.
А ровно в середине холста, на границе двух миров, мы видим руки Христа, молитвенно сложенные, напряженные до предела. Именно они, а также лицо Христа являются центром картины, её сердцем, местом "рождения воли".
Пустыня, хоть и выписана предельно достоверно, оставляет, тем не менее, ощущение некой ирреальности своего пространства. Это как раз то место, где мог бы жить дьявол – и где он и правда жил…Жил и вводил в искушение Того, кто в конце концов стал нашим Спасителем.
За картину "Христос в пустыне" Совет Академии Художеств решил присудить Крамскому звание профессора, однако тот, верный юношеской идее независимости от Академии, отказался от этой награды.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Иван Крамской. Страдающая красота