Найти тему
Литература и история

Куликовская битва в истории и искусстве

С исторической точки зрения победу войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле можно оценивать по-разному. Но все историки сходятся в том, что она позволила развенчать миф о непобедимости ордынцев, дала толчок к развитию патриотизма и национального самосознания и стала первой ласточкой избавления Руси от ненавистного и унизительного ига.

Да, ордынские ханы ещё сто лет будут властвовать над Русью. Да, Куликовская битва тактически принесла победу лишь на короткое время, но стратегически именно с неё начался распад Золотой Орды.

А потому и неудивительно, что в отечественном искусстве этой теме уделялось немалое внимание. Прежде всего, в изобразительном творчестве. В середине прошлого века во время реставрации житийной иконы преподобного Сергия Радонежского на ней было обнаружено изображение Мамаева побоища. Как мы помним, именно этот святой благословил на битву князя и его воинство.

Активно использовать сюжет Куликовской битвы начинают художники девятнадцатого века. Правда, на полотне Ореста Кипренского, написанном в академическом стиле, не сразу понятно, о чём речь. Но название «Дмитрий Донской на Куликовом поле» поясняет, что великий князь радуется победе и возносит молитвы Небесам.

Дмитрий Донской на Куликовом поле. Орест Кипренский
Дмитрий Донской на Куликовом поле. Орест Кипренский

Классическую батальную сцену по заказу императора Николая I изобразил баталист Ивон Адольф. Сегодня его «Битву на Куликовом поле» можно увидеть в Большом Кремлёвском дворце, хотя изначально она планировалась для Храма Христа Спасителя.

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»
Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

Михаил Нестеров, не раз в своём творчестве обращавшийся к жизни преподобного Сергия Радонежского и черпавший вдохновение в Троице-Сергиевой лавре, не мог обойти встречу святого и великого князя. К сожалению, эскиз «Благословения Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» художник так и не завершил.

Баталист Михаил Авилов уже в двадцатом веке пишет «Поединок Пересвета с Челубеем». Художник задумывал четыре полотна о Куликовской битве, но завершил лишь одно. «Поединок» был отмечен Сталинской премией и вошёл в золотой фонд мировой живописи.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем.
Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем.

Литературными источниками наших знаний о сражении являются произведения пятнадцатого века «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Именно так поначалу именовали это событие, а термин «Куликовская битва» вошёл в наш обиход с лёгкой руки Н.М. Карамзина.

Куликовская битва стала отправной точкой для повести И.С. Шмелёва «Куликово поле». Истово верующий писатель, видящий спасение Руси-России в православии, в центр повествования ставит образ Сергия Радонежского, его чудеса, а действие переносит на Куликово поле, несмотря на то, что происходит оно в современной Шмелёву России. Начиная с Куликовской битвы, вся история страны — история войн и побед. Но для писателя главная победа — над пустотой внутри себя.

Уже в нынешнем веке по этой повести был поставлен спектакль в Московском театре русской драмы. А ещё не так давно был снят православный мультфильм «Пересвет и Ослябя», повествующий о монашествующих героях битвы, их жизни до неё и славной их кончине…