Если раньше дети-инвалиды практически не показывались на улицах и учились в специализированных интернатах, то сегодня до нас дошли европейские тенденции, и таких деток можно все чаще увидеть в обычных школах и детских садах. Инклюзивное обучение предполагает внедрение ребенка с особыми потребностями в обычную среду, что позволяет ему лучше адаптироваться в обществе. Но, как оказалось, такая модель обучения вызвала много противоречий, конфликтных ситуаций и сложностей. Хочется обсудить с вами этот непростой вопрос, высказать свое мнение и поделиться опытом, а также услышать ваше мнение.
Сложности для родителей ребенка-инвалида
К сожалению, большая часть детских учебных заведений расположена в зданиях старой постройки, в которых нет условий для людей с ограниченными возможностями. Отсутствие пандусов, специальных туалетов, высокие пороги и узкие двери не позволяют свободно передвигаться учащимся, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом. К сожалению, не всегда удается найти подходящую школу, поэтому приходится оформлять ребенка в специализированное заведение.
Отправлять в школу деток со многими диагнозами самостоятельно нельзя. Во время учебного процесса рядом с инвалидом должен присутствовать тьютор, который будет помогать обучаться, обслуживать себя. К сожалению, в большей части учебных заведений ставки такого специалиста нет, поэтому в роли тьютора должны выступать родители либо человек, нанятый за их деньги. Часто мамам приходится бросать работу и ходить в школу со своим ребенком. Хорошо, если есть отец, который может обеспечить семью, а если нет, то ситуация практически безвыходная.
Некоторым детям-инвалидам нужно постоянное медицинское наблюдение либо экстренная медпомощь. К сожалению, во многих школах медсестра приходит на несколько часов в неделю, все остальное время медика в учебном заведении нет. В таком случае лучше не рисковать здоровьем ребенка и определить его в спецшколу, где врач и медсестра есть постоянно.
Как реагируют родители здоровых детей на инвалида в классе?
К сожалению, по-разному. Большая часть родителей молчит и не высказывает свое мнение по этому поводу, некоторые жалеют ребенка с особыми потребностями и пытаются всеми силами ему помочь, но есть мамы и папы, которые начинают скандалить и утверждать, что «уроду не место рядом с их ребенком». Такие родители считают, что инвалид вызовет психологическую травму у их ребенка, постоянное нахождение рядом с умственно отсталым спровоцирует задержку развития у их чада, а кто-то полагает, что ребенок с синдромом Дауна или психическими отклонениями вообще опасен для общества! Такие родители пишут жалобы, требуют убрать больного ученика из их класса, убеждают своих детей не общаться с инвалидом и не подходить к нему. Обосновано ли это?
Как относятся дети к появлению инвалида в классе
Мне приходилось работать педиатром в учебных заведениях, где практически в каждом классе были дети с ДЦП, аутизмом, отставанием в развитии, глухотой, врожденными пороками развития и другими диагнозами. Как их воспринимают здоровые дети? Да нормально! Как они влияют на развитие и психику здоровых детей? Да никак!
Конечно же, при появлении особенного ребенка в классе учащихся к этому готовил педагог. Мне пришлось работать с хорошими учителями, которые умели донести, что этот ребенок не такой, как все, но он не плохой, и не нужно от него шарахаться, ему просто нужна помощь и поддержка, с ним тоже можно дружить. И знаете, я не видела, чтобы дети смеялись, издевались, испытывали отвращение. Напротив, они пытались помочь и поддержать. Инвалиды с сохраненным интеллектом находили себе друзей, несмотря на физические недостатки.
Короче говоря, уверена, что негативная реакция родителей на инвалидов в классе — это не более, чем домыслы и недостаток информации. Здоровый ребенок с сохраненным интеллектом, даже если это первоклашка, способен понять, почему его одноклассник не такой, как все, осознать, что он не плохой и не страшный, а просто болен и нуждается в помощи. А инвалиды — они такие же дети, которые хотят радости и внимания. Так что лично мне дико видеть, как на детской площадке мать отдергивает своего ребенка и говорит: не подходи к тому мальчику, он плохой! Страшно, когда родители пытаются адаптировать своего ребенка-инвалида, устраивают его в школу, но вместо поддержки получают презрение и скандалы.
А что думаете вы по этому поводу? Пишите в комментариях!