В конце XVIII – начале XIX века Москву называли «отставной столицей». Здесь, вдали от шумного Петербурга спокойно доживали свой век бывшие вельможи Екатерины II, Павла I, а затем и Александра I.
То время для Москвы было стремительным и ярким. Сменялись моды и стили жизни. Желанными гостями любого приличного дома стали студенты и профессора Московского университета, писатели и журналисты. Несколько газет, десяток журналов, сотни учебных и популярных книг каждый год выходили из типографий. Образование становилось популярным. И в то же время, рос интерес к своей родной, русской истории, к своему языку, к древней культуре.
В то же время решительно менялась архитектура города. Посреди деревянных, почти деревенских домиков уже пролегли широкие улицы, на которых возвышались дворцы в новейшем классическом стиле. Ещё стояла поросшая деревцами кирпичная стена Китай-города, а на месте старых стен Белого города устраивали бульвары. Немощёные улицы часто тонули в грязи, но главная Красная площадь уже гордилась регулярной планировкой, мостовой и фонарями. Воображение поражали золочёные главы множества храмов, суровая и резная красота памятников старины. Словом, это был самобытный, чудесный, ни на какой другой не похожий город.
Москве повезло: виды этого необыкновенного города в то необыкновенное время запечатлел в своих работах чудесный французский живописец, акварелист, видописец Жерар Делабарт. Как и многие иностранцы, он, вероятно, был поражён её размахом. По собственному желанию художник писал "портрет городского пространства". У Делабарта небо Москвы высоко, воздух чист, река полноводна, окрестности привольны. И люди в его работах – не просто фигуры. Он пишет ландшафты, но главное в них – "сцены благородных и простонародных увеселений" с участием "разного звания людей".
Гравюры с картин Делабарта не сохранили, к сожалению, всех деталей его живописных и акварельных работ. Персонажи, изображённые художником, не со всей точностью и даже не все присутствуют на графических листах. Но эстампы 1799 и 1800 годов всё же передают множество характерных деталей московского быта, облика горожан разных званий, их обычаев.