Найти в Дзене
Допожарная Москва. Площадь Красная, Старая и самая регулярная
В основе этого листа – работа Ж.Делабарта Вид Красной площади и Воскресенских ворот в Москве. Это в такой же мере архитектурный портрет обновлённой центральной площади Москвы, как и свободная зарисовка с натуры завсегдатаев Гостиного двора. На площади кипит жизнь. Дворянские экипажи и крестьянские подводы, благочинные купеческие семейства и благородные особы в европейском платье, «люди, занятые торгом и меною на рынке» и «праздношатающиеся в безобразии» простолюдины, крестный ход с иконой Богоматери...
5 лет назад
Поэты и портреты
Первая половина XIX века была временем расцвета портретного жанра в России. Особенно большой популярностью стали пользоваться портретные миниатюры. С 1805 по 1815 год Россия, по отзывам современников, переживала десятилетие "большой крови". К постоянным войнам с наполеоновской Францией добавлялись ещё и вооруженные конфликты с Австрией, Англией, Турцией, Персией, Швецией. Наступило время героев, потому одно из первых мест в живописи занял парадный военный портрет. Уходившие в поход брали с собой портреты близких людей и оставляли им на память свои...
5 лет назад
Пожар Москвы. Работа очевидца?
У картины «Пожар Москвы» – красивая легенда. Долгие годы считалось, что её написал в возрасте 14 лет художник Александр Филиппович Смирнов, который сам был очевидцем знаменитого Московского пожара. Недостатки мастерства живописца специалисты объясняли юностью автора. Но ценность картины всегда была высока: это же – свидетельство очевидца! Но. Когда внимательно прочитали биографию художника, оказалось, что Александр Филиппович Смирнов в 1812-1813 годах учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и вряд ли мог оказаться в Москве...
119 читали · 5 лет назад
Кто кого? (1812 год - всё известно?)
Столкновение донского казака с польским уланом происходит в стороне от основного боя, показанного на дальнем плане. Казак одет в полукафтан и шаровары. На голове его – фуражная шапка. Судя по тому, что околыш фуражной шапки и лампасы голубого цвета, перед нами казак Атаманского полка - отборного полка Войска Донского. Обратите внимание, что в схватке не используется главное оружие казаков и улан – пика. Умение эффективно использовать это колющее оружие требовало долгой учебы, а среди казаков и...
5 лет назад
Игры для пятницы (и других постных дней)
Игры русских в конце XVIII - начале XIX века Гейслер христиан Готлиб Генрих. Игра в колпачки (подбрасывание гречневых пирожков). Лист No 7 из издания «игры и развлечения русских из низших сословий» («Spiele und belustigungen der Russen aus den niedern Volks-Klassen»)...
5 лет назад
Игра для сильных
Игры русских в конце XVIII - начале XIX века Гейслер христиан Готлиб Генрих (1770-1844) эстамп. Игра в городки. Лист No 11 из издания «игры и развлечения русских из низших сословий» («Spiele und belustigungen der Russen aus den niedern Volks-Klassen»)...
5 лет назад
Увеселение для прекрасного пола
Игры русских в конце XVIII - начале XIX в. Гейслер христиан Готлиб Генрих (1770-1844). Эстамп. Качели. Лист No 9 из издания «игры и развлечения русских из низших сословий» («Spiele und belustigungen der Russen aus den niedern Volks-Klassen»)...
5 лет назад
Орёл или решка?
Игры русских в конце XVIII - начале XIX века Гейслер христиан Готлиб Генрих (1770-1844). Эстамп. Орел или решка (игра в Орла и решку). Лист No 5 из издания «игры и развлечения русских из низших сословий» («Spiele und belustigungen der Russen aus den niedern Volks-Klassen»)...
5 лет назад
Допожарная Москва. Отдыхать - так с размахом!
На картине «Вид Поднавинского Предместья в Москве» художник изобразил гуляния на Святой неделе – самые популярные в Москве в то время. Память места - вещь сильная. Сегодня точку, с которой Делабарт писал эту работу определить очень не просто. Но... Судите сами - насколько здания, расположенные в этой части города сегодня - соответствуют (или нет) изображённому художником в конце XVIII века. Главная потеха гуляний в Подновинском – это качели и карусели. На дальнем плане мы видим кабины "перекидных...
5 лет назад
Допожарная Москва - Красная площадь, знакомая и незнакомая
Оригинал Делабарта называется «Вид Красной площади и Воскресенских ворот в Москве» . Это в такой же мере архитектурный портрет обновлённой центральной площади Москвы, как и свободная зарисовка с натуры завсегдатаев Гостиного двора. Сейчас с этой точки снять Красную площадь бывает трудно: слишком часто здесь проходят разные мероприятия, выстраиваются временные павильоны для развлечений и торговли. Вот что видели мы с того места, которое только было доступно в течении многих недель мая-июня 2019...
5 лет назад
Допожарная Москва - богатое Заяузье
Удивительным образом проявляет себя память места в Москве. Сегодня примерно с этой же точки набережной от Воспитательного дома тоже открывается вид на одно из самых высоких и кнасивых зданий Москвы: Это была 10-я, завершающая картина в серии – самая большая по размерам работа. Как и в близкой по композиции работе «Вид на Кремль от Каменного моста в Москве», большая часть первого плана отдана изображению Москвы-реки: её гладь бороздят барки, нарядной лодкой управляет команда гребцов, небольшие суда стоят на загрузке у замоскворецкого берега...
5 лет назад
Допожарная Москва - Китай-город и его нравы
Современный вид примерно с той же точки: На этом графическом листе передано отличие картины Делабарта от других работ его московской серии. Пейзаж здесь лишён всегдашней солнечной ясности, в небе над Кремлём плывут тяжёлые облака. Справа от Москворецкой набережной высится древняя Китайгородская стена. В верхнем ярусе Глухой Безымянной башни Китай-города – трещина, на крыше уже «вырастают дерева». К стене пристроены кирпичные амбары для хранения зерна. На реке, по обоим берегам – грузовые пристани...
5 лет назад