Эта статья была подготовлена мной лет семь назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Вы можете найти проект мой статьи и в самой Википедии (см. "Википедия:К посредничеству/Грамотность/Согласование"). Теперь публикую её здесь (с некоторыми дополнениями). Частично материалы данной статьи имеются в действующих статьях Википедии, но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).
***
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными. Итоги переписи населения были опубликованы в 1904 – 1905 г.г. в многотомнике «Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи (далее РИ), 1897 года»[1]. Всего грамотных (без учёта Финляндии) — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.[2]
При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9% и 55,1%, а в Сибири и Средней Азии 12,4% и 3,3% соответственно. К началу XX века не только Сибирь и Средняя Азия, но и европейская часть России сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.
По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год[3] — это очень высокий показатель. К 1917 году, прибавляя к данным Переписи 1897 года 36% (1.8%х20 лет) получаем общую долю грамотных в РИ (без учёта Финляндии) около 57% (21.1+36). Но мы забегаем вперёд, продолжим по порядку — мы найдём и реальную статистику грамотности к 1917 году (она в среднем по РИ оказалась не меньше, а в европейской части и вышем, чем по данным экстраполяции, т.к. после 1907 года темпы роста грамотности заметно ускорились).
Грамотность в Российской империи в начале XX века
Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена[4][5], однако, из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года)[6][7](с.146). Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие[8]. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями[9].
Однако, многие другие известные оценки грамотности населения в послереволюционных исследованиях (в том числе зарубежных) и современных, опираются на фрагментарные сведения, полученные из опросов разной глубины проработки, проводившихся на разных, часто несопоставимых друг с другом территориях. Ещё более разнятся оценки, экстраполируемые на этой основе, в связи с чем их взаимная сопоставимость в попытках обоснования того или иного качественного вывода становится спорной.
Дополнительная сложность возникает при сопоставлении грамотности с другими странами. Зарубежные критерии грамотности были выше: в начале XX века в Европе в это понятие входило умение писать и читать, в то время как в России, как считают отдельные исследователи (Б.Н.Миронов), чтобы доказать грамотность, было достаточно лишь прочесть текст по складам[10]. С другой стороны, из энциклопедических словарей того времени известно, что таких людей относили к малограмотным, а к грамотным относили тех, кто читал и писал без затруднений. В переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован — «Умеет ли читать»? Образовательный ценз учитывался отдельной колонкой (смотрите формуляры переписи). Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать)[11]
БСЭ дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев)[12][13]:
Процент неграмотных призывников в России по пятилетиям
Годы .............. 1875 1880 1885 1890 1896 1900 1905 1913
%% неграмотных 79 % 78 % 74% 69% 60% 51% 42% 27 %
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году[14][15] до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет[10]. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).[16]
По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко[17], написанной по результатам социологических исследований (конца XIX — начала XX вв) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин[18](c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли[19], особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных.[20].
Меры по развитию начального образования в России, начало XX века]
Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.
Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году[21] , и окончательно к 1910-1912. При этом известный западный исследователь Beb Eklof в своей книге (стр. 332) отмечает, что четырёхлетние школы планировались как отлично организованные, практически без второгодников и отсева учащихся, и их должны были заканчивать 25% от числа всех учащихся (т.е. имел место практически 100% выпуск от числа поступивших в первый класс). В то же время, как отмечает Ben Eklof, остававшееся еще в 1903-1910 гг небольшое число трёхлетних школ отмирало, и имело значительно худшие показатели. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе числе школ неуклонно уменьшалась).
Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды».[22] В 1896-1904 гг издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ[23](с.128). Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX- XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся начиная с царствования Николая Первого представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны)[24](с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность "социальных лифтов" наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии, и затем в вузы[25](с.119-120). К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С.Волкова[26], доля студентов из "низших классов" в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет[27]. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил[27], и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям[28], закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был. — Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут[28]:
«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».
Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным.[29]
Новый энциклопедический словарь 1916 года[30](с.127) отмечает также: "С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения". Далее, в той же статье Нового энциклопедического словаря (стр.144): "В течение 1908-1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р." — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года[31]
***
Продолжение смотрите:
Грамотность в Российской империи. Часть 2 (окончание, 1907-1917)
Литература и сноски
1. 1897 год. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности
2. Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.
3. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., Наука, 1991. С. 84
4. Советская историческая энциклопедия. Переписи населения
5. "Из истории проведения переписей населения (из книги «Всероссийская перепись населения 2002 года: опыт организации и проведения», авторы Кисельников А.А., Бессонова Г.А., Симонова О.В.)
6. Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28
7. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
8. Исторические источники XVIII — начала XX века \автор М.Ф. Румянцева\ гл.8 Статистика
9. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
10. Перейти обратно:1 2 3 Миронов, Б. Н. История в цифрах. — Л.: НАУКА, 1991. В том числе 58 % мужского и 29% женского населения.
11. Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375. Приводится по изданию: Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. — СПб. БЛИЦ, 1995. С. 288
12. Грамотность // Большая Советская Энциклопедия изд. 2 Т. 12 1952 г. с 434
13. Следует отметить ошибку, допущенную авторами БСЭ в комментариях к этой таблице: они пишут (прямо под указанной таблицей), что по этой статистике принимали " за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию". -- однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован — «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным. И, как отмечено в Военно статистических ежегодниках (см., например, Военно статистических ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375), в армии грамотными считали умеющих и писать, и читать, а малограмотными — только читать.
14. В. А. Мельянцев "Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития"
15. Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге "Первая мировая война". М.:Алгоритм, 2001 в разделе "Экономический подъем России"(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе "Позиция противостояния с Германией" он пишет: "В России лишь 20% населения были грамотными". А в главе 2 читаем: "Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения" (Уткин ПМВ, Глава 2) — так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о "трех четвертях неграмотного населения" (к 1917 году). — Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания
16. Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
17. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
18. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
19. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
20. «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
21. Eklof Ben. Russian Peasant Schools. Officialdom, Village culture, and Popular pedagogy: 1861-1914. Univercity of California Press, Ltd. Berkeley and Los Angeles, London, 1986 P. 332-335
22. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
23. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
24. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.
25. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.
26. Волков С. В., Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН РАН, 1999. Глава 1.
27. Перейти обратно:1 2 Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи Т. 1 М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002
28. Перейти обратно:1 2 Мифы СССР. Миф:В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование.
29. Полное собрание законов Российской Империи (стр. 228-229, № 30328)
30. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
31. Перейти обратно:1 2 Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009)
32. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
33. Новый энциклопедический словарь. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916г, т.14, статья "Грамотность"
34. Из архива Erohov'а. По данным этой карты, в Гжатском уезде в 1896\97 в учебном году учились 40.86% детей школьного возраста начального обучения (8-12 лет). Разным цветом выделены разные типы школ. Светло-зелёным (больше половины) — деревенские (одноклассные) 4-летние. Для справки: к 1915 году охват детей школой по Смоленской губернии в целом приближался уже к 70% (Начальное народное образование, приложение «Статистика»// Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28)
35. Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28
36. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009
37. Овчинников А.В. Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. См. также "Русская школа". — 1913. — № 9. — С.V-VII.
38. Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX — начало XX в.) – Научная онлайн библиотека «Порталус». М.: 2007
39. История педагогики. Народное образование в России в конце XIX — начале XX века
40. БСЭ, статья "Педагогическое образование"
41. Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.
42. В 1905 г. церковно-приходские школы в РИ составляли 46.5% от общего числа начальных кол всех видов, к 1915 году — 32.8% (БСЭ, статья "Церковно-приходские школы"), к 1917 г. — не более четверти
43. Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.
44. Священник во главе церковно-приходской школы обучал детей только Закону Божьему (и занимался общей организацией учебного процесса), преподавание всех остальных предметов полностью возлагалось на профессионального учителя. При отборе профессиональных учителей в церковно-приходские школы особое внимание уделялось их нравственности, и, конечно, искренности христианской веры.
45. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
46. Необходимо заметить, что под всеобщим образованием земства понимали не обязательное образование (земства не имели право принуждать к обучению), а ситуацию, когда для всех желающих обучаться есть места в школах.
47. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
48. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009
49. Павел Николаевич Игнатьев – министр просвещения РИ с января\мая 1915 по 27 декабря 1916 года. Под его руководством к осени 1915 г. был представлен обширный том (700 страниц) «Материалов по реформе школы», включавший в себя в том числе разработанные программы по 26 предметам. Школа становилась самостоятельной, исчезала необходимость во всех промежуточных управленческих структурах между нею и министерством. Все теоретические и методические вопросы учителя могли теперь решать сами на совещаниях и съездах. Разумеется, когда номенклатура разного уровня осознала всю силу «бомбы», заложенной под них реформой, ее сопротивление стало просто отчаянным (Русская школа графа Игнатьева). Интриги и давление оппонентов привели к его отставке в декабре 1916 года. Реформы были начаты, но не закончены. Член-корреспондент РАО М.В.Богуславский отмечает, что успел сделать П.Н.Игнатьев: При гимназиях наряду с пед. советами создавались комитеты из представителей общественности, родительские советы. Пед. советам предоставлялось право самостоятельно разрабатывать планы и программы, решать хозяйственные вопросы. Увеличились (даже во время войны) ассигнования на народное образование, выросла сеть высших и средних учебных заведений. П.Н.Игнатьев оказывал поддержку новым (женским и частным) вузам. В марте 1916 он создал Совет по делам вузов и межведомственный Совет по делам проф. образования. По его инициативе проведены два крупных всероссийских совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 и март 1916), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы (Богуславский М.В. Педагогическая энциклопедия). Как отмечает М.В. Богуславский и другие авторы, до 1917 года реформа не была полностью реализована, но многие её идеи и материалы были затем использованы Временным правительством и послужили основой для создания русских школ за рубежом (а в 1930-х годах, отчасти, и в советской школе). До последнего времени мемуары П.Н.Игнатьева (хранящиеся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета, США) не были исследованы отечественными учёными. Первым это сделал Д.Л.Сапрыкин, который отразил эти материалы в своей книге.