«Голландская болезнь» – это негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Как правило, бум вызван ростом цен на сырье, например, нефть. Рост поступления в страну долларовой выручки приводит к удорожанию национальной валюты. При этом страдают традиционные – несырьевые – отрасли экономики. Они закрываются, увеличивая безработицу в стране.
Этот термин появился после открытия Голландией месторождений природного газа в Северном море в 1959 году. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 1970 годах. Рост цен на нефть в середине 1970-1980 годов вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.
Куратор24 обратился к аналитикам с просьбой назвать основные причины укрепления рубля, о котором так часто пишут СМИ в последнее время. Как это скажется на экономике России в целом? Как справиться с "голландской болезнью" в Российской экономике?
Ирина Прохорова, аналитик управляющей компании «Открытие» отметила, что всю первую половину года российский рубль демонстрировал положительную динамику – к началу лета укрепился на 8% по отношению к доллару и стал лидером по темпам роста среди валют развивающихся стран:
«Несмотря на то, что на текущий момент пальма первенства принадлежит украинской гривне, а почетное второе место занимает египетский фунт, рубль замыкает тройку лидеров с все еще внушительным 6,5%-ным укреплением относительно доллара с начала года.
У такого укрепления были две основные причины:
- во-первых, решение США снять санкции с UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго», которое снизило санкционные риски для страны;
- во-вторых, повышение суверенного рейтинга России международным агентством Moody’s до инвестиционного уровня в феврале, в результате чего восстановился интерес нерезидентов к российскому госдолгу.
Глобально на российской экономике это сказалось замедлением инфляции и смещением баланса сил в сторону импортеров».
Если под голландской болезнью в России подразумевать негативное воздействие на развитие промышленности от укрепления курса рубля в результате бума в нефтяной отрасли, то можно сказать, что России удалось справиться с этой болезнью еще в 2018 году, убеждена Ирина Прохорова:
«Если раньше рост нефтяных котировок сопровождался укреплением российской валюты, и ставил в невыгодное положение отечественных промышленных экспортеров, то бюджетное правило в новой редакции, вступившее в силу с прошлого года, фактически разорвало связку зависимости между рублем и нефтью.
Сейчас рост цен на нефть уже не приводит к равному по силе укреплению курса рубля – это позволяет бизнесу оставаться конкурентным, делает экономику менее зависимой от динамики сырьевых активов».
Андрей Кочетков, ведущий аналитик «Открытие Брокер» убежден, что укрепление рубля сложно назвать злом для экономики:
«Во всяком случае, обратный процесс,[ослабление рубля - прим. редакции] хоть и стимулирует в незначительной степени рост прибыли экспортёров, но приводит к падению реальных доходов населения и снижению потребительской активности.
Соответственно, слабый рубль приводит к депрессии в секторах, которые не ориентированы на внешние рынки. Отчётность экспортёров за последние годы указывает на устойчивый рост прибыли, но рост всей экономики остаётся весьма слабым. Параллельно мы наблюдаем пятилетний период снижения реальных доходов населения, что отражается на темпах роста розничной торговли ниже инфляции.
Кроме того, в сфере потребительского кредитования возник риск резкого увеличения неплатёжеспособности отдельных социальных групп, чьи опережающие доходы становятся ниже опережающих расходов», — считает эксперт.
Для экономики более важна стабильность курса, а не резкое ослабление, или укрепление рубля. Меж тем, текущее усиление позиций российской валюты стоит рассматривать в контексте коррекции обвального ослабления в 2014-2015 годах, отметил специалист:
«Без вмешательства Минфина и внешних факторов курс мог бы находиться на уровне около 45-55 за доллар.Однако в рамках бюджетного правила Минфин покупает валюту для пополнения резервов, что удерживает рубль от более значимого усиления своих позиций. Также можно говорить о внешних рисках, которые останавливают часть нерезидентов от инвестиций в российские долговые бумаги.
Перманентное ослабление валюты [укрепления рубля - прим. редакции] приводит к тому, что экономические субъекты перестают вкладываться в повышение эффективности, решая эту задачу лишь одним способом через снижение расходов на оплату труда. Более того, если отсутствует дефицит трудовых кадров, то политика снижения зарплат углубляет проблему. В итоге, мы можем столкнуться с деградацией внутренних секторов и потерей эффективности экспортных компаний.
Самым главным риском такой ситуации является сваливание финансовой системы в стагфляцию, когда отсутствует экономический рост, но одновременно наблюдается высокие темпы роста цен. Поэтому текущая политика ЦБ РФ призвана снизить инфляционное давление и обеспечить рубль стабильностью. Соответственно, экспортёрам стоит привыкнуть к той мысли, чтобы не решать свои проблемы за счёт девальвации труда, а сосредоточиться на более эффективном управлении своими активами».
Ведущий аналитик QBF Олег Богданов отметил, что в период глобального спада любое укрепление национальной валюты отрицательно влияет на экспорт и в целом на экономику страны. Это в полной мере относится и к России:
«С начала текущего года рубль укрепился к доллару почти на 7%, а темпы роста ВВП замедлились с 2% в 2018 году до 0.8-1.1% (оценки ЦБ РФ) в 2019 году. Бесспорно, укрепление рубля сыграло свою негативную роль в этом.
Ситуация могла быть гораздо хуже, если бы не работало бюджетное правило, согласно которому доходы бюджета выше $40 за баррель отсекаются и на эти средства Центробанк для Минфина приобретает на внутреннем рынке валюту. Средний объем покупок в день валюты с начала года варьировался от 10 до 19 млрд. рублей в день. Естественно, покупки ЦБ сдерживали укрепление рубля, без этого рост мог бы быть и 20, и 30%».
Укрепление рубля произошло сразу по нескольким причинам, считает специалист:
«Другой вопрос: почему рос рубль? Тут сработал комплекс факторов: от привлекательности российских активов, до роста цен на нефть. В таких условиях ЦБ РФ начал смягчать монетарную политику и снижать ключевую ставку. Скорее всего, эта тенденция продолжится. Снижение ставки должно ослабить спрос на рубль со стороны инвесторов», — заключил Олег Богданов.