Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

СПЯЩИЕ ДУШИ и их четыре причины не просыпаться

Оглавление

Photo  Mohammad Metri on Unsplash
Photo Mohammad Metri on Unsplash

Некоторые люди живут без увлечений, без страстей -- семья, работа, еда. Ничто такого человека не увлекает и не волнует. И нет в нем какой-то искры. Хочется его растолкать, увлечь, зажечь. А надо ли? И откуда он такой взялся?

Спит душа, чтобы не трудиться

Есть такие люди -- по юности много обещали, не без способностей и при уме. Но со страху перед неудачей -- как бы чего плохого не вышло -- они так и не реализовались. И предпочли жизнь растительную и спокойную. И спят крепким сном, чтобы этого не замечать и не переживать лишний раз из-за своей нереализованности. Женщина в такой ситуации находится в выигрышном положении: все думают, будто бы она вышла замуж и «пожертвовала карьерой» ради семьи и детей. И только она сама и немногие близкие подруги знают правду -- не пожертвовала, а сделала выбор и бросила якорь в тихой гавани. У мужчин «спячка души» бросается в глаза -- мы от них невольно ждем остроумия, карьерных свершений и страстей.

Моему однокласснику Игорю прочили в школе большое будущее. На уроке литературы, размахивая его сочинением на тему «Почему мне не нравится Андрей Болконский», учительница говорила: «У Игоря -- огромный потенциал, который когда-нибудь раскроется». Она думала, что Игорь станет журналистом. Но Игорь боялся неудач и всегда выбирал самый простой и заведомо беспроигрышный путь. Писал парадоксальные остроумные сочинения, потому что знал -- учительница их одобрит. Поступил в Политехнический институт, так как туда в то время (в отличие от журфака) невозможно было не поступить. Выбрал профессию инженера -- как все. Женился на невзрачной девушке, уверенный -- она согласится и не откажет. И теперь работает на кондитерской фабрике, живет в рядном доме на окраине Риги, в выходные с женой навещает родственников, по вечерам смотрит дома комедии. Их дочь учится в Ливерпуле на экономиста. Он ее ни разу не навестил, чтобы контраст между тем, как она живет, и его судьбой не помешал ему довольствоваться спокойной растительной жизнью.
Однажды он чуть было не рванул в небеса. К ним в отдел пришла новая сотрудница -- хорошенькая разведенная дама, поэтесса-любительница Маргарита, которая воспылала к нему страстью, решила открыть ему врата духовного мира и пригласила на заседание клуба авторской песни. Он сходил с ней в клуб пару раз, а затем отказался и от возможности романа, и от ее предложения заняться тем, к чему его когда-то влекло. Женская половина нашей компании восторгалась его верностью жене. А чем тут восторгаться? Он же не из-за любви к жене не изменил и не из чувства долга, а из чувства самосохранения, чтобы жить без потрясений.

Спит, чтобы сохранить свой «хрустальный домик»

Кое-кто годами живет в сложной ситуации или с хронической проблемой, когда что-то важное его устраивает, а остальным ради этого важного приходится пренебрегать. И равновесие столь зыбко, что надо замереть и не дышать, не возмущаться и не протестовать, а то налаженный быт рухнет. Такой человек сознательно оберегает себя от слишком сильных чувств и духовных прорывов.

Надежда двенадцать лет живет с Робертом, отцом своих близнецов, и до сих пор не может на законном основании назвать его мужем. Ее личная жизнь нестабильна, и ревность ей хорошо знакома. Но ей не хочется из-за нее страдать, дергаться самой и дергать Роберта. И она избегает всех раздражителей. Не слушает симфоническую музыку («это слишком серьезно для меня»), избегает философских фильмов вроде «Матч-Пойнта» Вуди Аллена и разговоров на глубокие темы -- ей «скучно». И даже журналов не читает -- тех, где всерьез касаются вопросов одиночества или свободной и счастливой жизни («это как-то сложно»). Она не смотрит мелодраматические сериалы -- «в них все наворочено, страстей много, свадьбу на Карибах гуляют, это как-то чересчур». И квартиру оформила в бежевых тонах, стандартно.
Подруги, увлекающиеся Мураками, йогой и сальсой, пытались ее приобщить к высокому и красочному: «Смотри, ты, такая скучная, скоро своему мужчине надоешь, надо поживее быть!» Надя, оберегая свой покой, предпочла от настойчивых подруг отстраниться, но из душевной спячки не вышла.

Спит, чтобы оставаться «хорошей»

А еще одна категория спящих душ нарочно отказывается от всего, что выходит за рамки обыденности, от творчества и от бурных страстей, чтобы не озлобиться, не разрушить себя и не сломать свою жизнь.

Мы способны сильно чувствовать, творить и наслаждаться чужим творчеством, когда нашему сознанию удается переплавить поднимающиеся из глубины души воспоминания, огорчения, горечь, обиду и зависть во что-то светлое, немного грустное, но -- не злое. Ты смотришь потрясающий спектакль или созерцаешь закат, и твое восприятие искусства или красоты мира превращает все тяжелое и страшное, живущее в твоей душе, в то восхитительное потрясение, со слезами и смехом, которое примиряет нас с болью из прошлого, с пережитой изменой, с муками совести за какой-то проступок. Твои гадкие желания и темные инстинкты, давняя обида на папу превращаются в прекрасно написанную книгу, в блестяще прочитанную лекцию или в бурное сопереживание героине спектакля.

А у некоторых людей этого устройства, предназначенного для переплавки всех обид и печалей в нечто хорошее, между душой и сознанием нет. И если душа у такого человека просыпается, пусть даже под впечатлением чего-то великого вроде Девятой симфонии Бетховена, то в ней поднимаются темные чувства и нашептывают сознанию всякие гадости. «Тебя обидели, мама тебя не любила, давай не будем деньгами ей помогать!» И ты испытываешь ненависть к близким, тебе хочется всем отомстить или все бросить и уехать в Непал.

И такой человек избегает всего духовного как черт ладана. Он проживет свою жизнь без радостей и без горя. Скучновато, но благополучно, в целости и сохранности, при муже и детях, без гадких чувств, без знакомства с уголовным кодексом и прочими неприятностями.

Спит, чтобы не почувствовать себя со странностями, на грани безумия

Сильные чувства и произведения искусства у некоторых из нас вызывают необычные переживания: вдруг голоса в голове звучать начинают, некие картины перед глазами встают, все внутри дрожит, и мир выглядит изменившимся. Люди про такие состояния обычно умалчивают -- не хотят выглядеть странными. Но подобные переживания толкают нас к творчеству и познанию себя. Человек, который не боится своих странностей, много читает, размышляет и беседует.

А одна из моих знакомых сама себя побаивается. Она никогда не рисует, хотя обладает неплохими способностями, не ходит в картинные галереи и в театр -- ей кажется, что все увиденное провоцирует в ней какие-то неприятные чувства и «сводит с ума». Как говорил мой наставник по йоге: если мы чего-то боимся, надо со своим страхом считаться -- у него всегда есть причины. Вот она и считается: ограничивает свою жизнь, чтобы ее ничего не пугало. Могла бы страх анализировать и искать, в чем его причина, чтобы ее ликвидировать, но ей проще так, со спящей душой.

Окончание темы ЗДЕСЬ

Галина Панц-Зайцева (c) "Лилит"