Найти тему
Познавая Вселенную...

Для Космоса нужны правила дорожного движения! Даже если Америка против...

КА ЕКА "Aeolus" (изображение ЕКА)
КА ЕКА "Aeolus" (изображение ЕКА)

Впервые ЕКА (Европейское космическое агентство) провело специальный маневр для защиты одного из своих космических аппаратов от столкновения со спутником, входящим в большое «созвездие*».

*Созвездие - это сотни или тысячи взаимосвязанных космических аппаратов, работающих на орбите. Ожидается, что они станут определяющей частью космической среды Земли в ближайшие несколько лет.

По мере того, как количество спутников в космосе резко увеличивается, сближения между двумя управляемыми космическими аппаратами будут происходить всё чаще. По сравнению с такими «пересечениями» с космическим мусором - нефункциональными объектами (включая "мертвые" спутники и фрагменты от прошлых столкновений) - эти сближения требуют усилий по координации, чтобы избежать фатальных последствий.

Сейчас данные об опасных взаимных траекториях КА (космических аппаратов) постоянно «выдаются» 18-й эскадрильей космического контроля ВВС США, которая следит за объектами, вращающимися вокруг Земли. С помощью этих данных ЕКА и другие могут рассчитать вероятность столкновения между своим космическим кораблем и всеми другими искусственными объектами на орбите.

Теперь собственно о самом происшествии…

Около недели назад американцы предоставили данные о потенциальном «соединении» в 11:02 UTC, которое могло произойти в понедельник, 2 сентября, между спутником ESA Aeolus и Starlink44 - одним из первых 60 спутников, недавно запущенных в мега-созвездии SpaceX (планируется довести его (созвездия) численность до 12 000 спутников к середине 2020 года).

Предсказанное "соединение"  орбит Aeolus и Starlink 44 (изображение ЕКА)
Предсказанное "соединение" орбит Aeolus и Starlink 44 (изображение ЕКА)

Шли дни, вероятность столкновения продолжала увеличиваться, и к среде 28 августа команда решила обратиться к Starlink, чтобы обсудить варианты. В течение дня команда Starlink проинформировала ESA, что на данный момент у них нет планов принимать какие-либо меры.

Тем временем вероятность столкновения в четверг вечером достигла более 1 на 10 000.

Был подготовлен маневр уклонения, который должен был увеличить высоту Aeolus на 350 м., обеспечивая комфортное прохождение над другим спутником.

В воскресенье, когда вероятность продолжала увеличиваться, было принято окончательное решение о выполнении маневра, и команды были отправлены на космический аппарат из центра управления полетами ЕКА в Германии.

В этот момент вероятность столкновения была около 1 на 1000, в 10 раз выше, чем порог.

Утром в понедельник команды "вызвали" серию включений двигателя в 10:14, 10:17 и 10:18 UTC (за полорбиты до потенциального столкновения).

Примерно через полчаса после предсказания соединения Aeolus, как и ожидалось, связался с ЦУПом. Это было доказательством того, что маневр был выполнен правильно, и спутник был в порядке.

Спутниковое мега-созвездие (изображение ЕКА)
Спутниковое мега-созвездие (изображение ЕКА)

«Здесь никто не виноват, но этот пример показывает острую необходимость надлежащего управления космическим движением с четкими протоколами связи и большей автоматизацией», - объясняет Хольгер Краг, глава отдела космической безопасности ESA.

«В отсутствие правил дорожного движения и протоколов связи предотвращение столкновений полностью зависит от прагматизма вовлеченных операторов. Сегодня переговоры ведутся путем обмена электронными письмами - архаичный процесс, который уже нежизнеспособен, так как увеличение количества спутников в космосе означает увеличение космического трафика».

Потенциальные виды опасностей для Земли. (изображение ЕКА)
Потенциальные виды опасностей для Земли. (изображение ЕКА)

Наука
7 млн интересуются