Качество образования (мы пока говорим только о школьном) оценивается международными организациями. Самое авторитетное – исследование PISA (Programme for International Students Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Это исследование проводится под патронажем ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) каждые 3 года, начиная с 2000 г. Последнее исследование было проведено в 2018 году, его результаты будут опубликованы в декабре 2019 года.
В исследованиях принимали участие от 32 до 70 стран в разные годы. Россия принимает участие в этом исследовании с самого начала.
Кто в пятёрке лидеров по качеству школьного образования? В разные годы это Япония, Финляндия, Корея, Канада, Новая Зеландия, Китай, Сингапур, и даже Эстония была там замечена.
Вообще PISA оценивает качество образования по нескольким параметрам, основные из них это:
— естественнонаучная грамотность;
— математическая грамотность;
— читательская грамотность.
Сначала – результаты нашей страны. Они в какой-то степени разочаровывают. Мы привыкли считать, что в нашей стране – качественное школьное образование. Однако результаты исследований в рамках PISA говорят о том, что уровень ниже, чем того хотелось бы. Из хорошего – результаты растут, особенно по читательской и математической грамотности.
Из плохого: естественнонаучная грамотность у наших школьников довольно низкая. Значит, нам есть что менять в нашей системе образования.
Интересны также результаты ещё двух стран: Германии и, конечно, США.
Германия заслуживает отдельного упоминания, т.к. после первого исследования PISA немцы просто были шокированы низким результатом собственной системы школьного образования: их результат был ниже среднего балла. Это повлекло за собой реформирование системы образования. И сегодня Германия уверенно "перепрыгивает" средний балл стран-участниц исследования.
Было бы странно не упомянуть США. У них качество образования примерно на среднем уровне, чаще – ниже среднего (особенно это касается математической грамотности). Но вот такого эффекта (шока-осознания-действий), как в Германии, у них не возникло.
Думается, это произошло по трём основным причинам.
Во-первых, в США очень неоднородная система школьного образования. Есть школы разного уровня, много частных школ. И «причесать» всё это многообразие, наверное, довольно тяжело.
Во-вторых, США – центр притяжения многих и многих талантливых студентов из других стран мира – ведь именно в США наибольшее количество лучших вузов мира. Поэтому нет такой «остроты ощущений» от нехватки «собственновыращенных» талантливых школьников.
Ну и в-третьих, США начали реформировать свою систему образования гораздо раньше первого исследования PISA.
Ещё одно авторитетное исследование качества школьного образования - TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). О нём мы расскажем во второй части статьи.
Спойлер: там картинка радостнее. Почему? Читайте продолжение!
***