Феликс Яковлевич Кон — этнограф и антрополог, чье имя неразрывно связано с историей этнографического изучения Сибири. В гимназические годы активно увлекся революционным движением. В 1885 году студент Варшавского университета Ф.Я. Кон был арестован за участие в польской социалистической партии. Феликса Яковлевича приговорили к 10 годам каторжных работ, а после к поселению в Сибири.
— Этим (торговыми отношениями » — прим. составителя) я займусь на обратном пути. Мне только паспорт нужен.
— Паспорт? Заграничный? Невозможно.
—Как так?
—Да я же знаю, господин Кон, что вы политический ссыльный притом поднадзорный. Как же я вам выдам паспорт?
Из книги Феликса Кона «За 50 лет»
После каторги Ф.Я. Кон некоторое время жил в Якутске. Благодаря хорошим отношениям между политическими ссыльными и местным населением, якуты знакомили ссыльных с условиями своей жизни, бытом, обычаями, нравами. Такие тесные связи способствовали работе ссыльных ученых, этнографов и антропологов.
В 1892 году Ф.Я. Кон выполнил свое первое историко-этнографическое и социологическое исследование. В Хатын-Арынском селении, где жили ссыльные скопцы, он проводил подворную перепись. Последовавшая статья была опубликована в 1896 году.
В 1894 году Кон получает приглашение участвовать в Сибиряковской этнографической экспедиции, организованной Дмитрием Александровичем Клеменцем. Задачей Феликса Яковлевича было антропологическое и этнографическое исследование якутов и русского населения в Якутии.
Летом 1897 года Ф.Я. Кон добился разрешения переехать в Южную Сибирь, в г. Минусинск, один из культурных центров Сибири. Там Феликс Яковлевич работал в архиве Краеведческого музея. В 1902 году в Казани была опубликована монография на материалах Минусинского музея. В этом сибирском городе Ф.Я. Кон прожил с 1897 по 1904 год. Этот период стал наиболее плодотворным в плане этнографической деятельности.
Большое значение в этнографических исследованиях Ф.Я. Кона имела экспедиция в Туву (старое название Сойотия) 1902–1903 гг. До этой экспедиции Тува была малоизученным с этнографической точки зрения регионом. Сведения о тувинцах были крайне отрывочны. Никто не вел систематических этнографических наблюдений.
Одна допущенная им (Г. Потаниным) ошибка заставила меня довольно долго путешествовать из одного места в другое. Часто в беседах с тувинцами ему приходилось слышать о людях, которых они называли "урянхами". Потанин на основе подробных расспросов, где эти "урянхи" живут, точно определил их местопребывание. Это слово "урянхи" часто встречается и в названиях якутских родов, поэтому я им заинтересовался <...>. Но кемчикские тувинцы сообщили мне, что "урянхи" живут на востоке от них <...>. Оказалось, что слово "урянх" значит "чужой", аналогично римскому "barbarus" и еврейскому "гой" <...>.
Из книги Феликса Кона «За 50 лет»
В результате экспедиции Ф.Я. Кону удалось собрать обширный и очень ценный материал. В Этнографическом Отделе Русского Музея (будущий РЭМ) была собрана коллекция вещей характеризующая культуру и быт тувинцев и отснято большое количество фотоматериала. В экспедиции Кон ежедневно вел дневник. В дневнике Феликс Яковлевич записывал материалы по терминологии родства, медицине, фольклор (песни, сказки, предания). Сейчас часть этого дневника хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Помимо научной деятельности Ф.Я. Кон вёл активную революционную. Он изучал марксизм и работал над историей революционного движения в России. В рабочих клубах (в г. Дрогобыч, Львовском воеводстве куда ученый приехал в 1904 году) этнограф читал курс лекций.