Найти тему
Наталья Швец

Осенний день. Сокольники

Репродукция картины Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники»
Репродукция картины Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники». Эту известную, пропитанную грустью картину русский живописец Исаак Ильич Левитан написал в 1879 году, когда ему было всего 19 лет. В данный момент шедевр находится в Государственной Третьяковской галерее, где каждый может ещё раз насладиться красотой осеннего леса.

Маленькая женская фигурка в тёмном платье идёт по пустынной аллее парка. На фоне неба и сосен незнакомка кажется невероятно одинокой. При этом вся природа написана динамично и в движении. Дорожка убегает вдаль, рассекая изображение на неровные половины… Жёлтые листья, сметённые к краям дорожки, вот-вот зашуршат под шагами. И над всем этим поэтическим пейзажем плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.

Естественно, центральным элементом картины является героиня. Однако её присутствие не отнимает у природы главную роль. Более того, именно она придает картине определённое настроение.

«Осенний день. Сокольники»— один из немногих пейзажей Левитана, где присутствует фигура человека. Мало кто знает, что прогуливающуюся по парку женщину нарисовал друг художника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Николай Чехов, брат известного писателя Антона Чехова. Возможно, ощутив одиночество приятеля, Николай Чехов решил усилить впечатление и предложил включить в пейзаж человеческий образ.

Одна из самых поэтичных картин

Работа была создана не в самый лучший период жизни мастера. После указа, запрещавшего пребывание евреев в Москве, студента Исаака Левитана выселили в Салтыковку. Потом он это лето вспоминал как самое трудное в своей жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, гремел гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, и при этом на землю не упало ни капельки дождя. Особенно томительны были душные сумерки...

Неудивительно, что
Левитан стал писать такие ностальгические, печальные пейзажи. К слову, к написанию природы он пришел благодаря художнику Алексею Саврасову, который переманил его от Василия Перова в свой натурный класс. Под его руководством Левитан полностью перевоплотился. Он стал тонким лириком, чего от него и требовал Саврасов, который не уставал повторять«…пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» И молодой Исаак изучал и и чувствовал.

В 1879 году появляется его замечательная картина, запечатлевшая аллею парка «Сокольники» в один из хмурых осенних дней. На девятнадцатилетнего студента сразу же обратила внимание публика. И самое главное, среди ценителей оказался купец и меценат Павел Третьяков.

Как известно, его острый глаз не пропускал ни одного значимого произведения. Особенно, когда в нём сочетались не только техника, но и поэзия цвета, сюжет, правдивость, душа. «Осенний день. Сокольники» как раз отвечал всем этим параметрам. Неудивительно, что Третьяков купил работу прямо с ученической выставки и сразу привлёк пристальное внимание общества к её автору.

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. Похожие изображения узкой аллеи, усыпанной осенними листьями, встречаются в творчестве Федора Васильева и Алексея Саврасова. На полотнах Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» также можно увидеть одинокую женскую фигурку. Однако левитановская картина «Осенний день. Сокольники» особенная. Скажем так, она одна из самых поэтичных.

Публикация по теме: Гимн Русской природе

Публикация по теме: Левитановские натюрморты не имеют себе равных

Публикация по теме: «Золотая осень» Левитана