Найти в Дзене
Аспид не согласен!

Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 3 - незапланрованная

Оглавление

Хотел сказать что это "окончание". Но уже не уверен - поэтому продолжение вот этих статей.

Почему Покрышкин отказался от Ла-7? Часть 1 - мифы

Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 2 - факты

Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 3 - незапланированная

Вот совершенно не ожидал такой реакции на достаточно простой, по моему мнению, вопрос и достаточно небольшую статью.

-2

Напомню коротко суть - часто приходится слушать рассказы о том, что вот, мол, лучшие советские асы летали в основном на кобрах, и была она настолько мощна на фоне деревянных советских машин, что вот даже сам Покрышкин отказался менять кобру на Ла-7, лучший советский истребитель!

В статьях постарался коротко разобрать вопрос, выделяя особо то, что Р39 "аэрокобра" вот именно в определенных условиях, как раз в тех, в которых работала 9-я гвардейская истребительная дивизия Покрышкина, оказывалась самолетом эффективным. И вот именно для этих условий если не равным Ла-7, то достаточно близким к нему. А значит - смысла перевооружаться на Ла-7 не было.

Но тут такое началось в обсуждении... то ли я недостаточно четко расставил акценты, то ли не так поняли, но появилась масса вопросов. Постараюсь разъяснить и ответить на основные.

1. Ничего Покрышкин не выбирал! Что Родина дала - на том и воевал!

Родина сказала - надо! И герой тут же взял под козырек!

Так и тянет заявить: "Самый мощный пистолет в мире - советский Подбырин, 9 миллиметров!"
Так и тянет заявить: "Самый мощный пистолет в мире - советский Подбырин, 9 миллиметров!"

Что, собственно, верно. Сам для себя Покрышкин самолеты не заказывал.

Но - говорить что такой известный ас как Покрышкин, руководящий одним из лучших и ценнейших истребительных соединений РККА, вообще не мог оказывать влияния на перевооружение своей дивизии - как минимум странно.

Наоборот - его мнение безусловно учитывалось, причем в первую очередь - исходя из высочайших требований к его подразделению он получал и соответствующие права. И такой известный пилот, один из создателей современной тактики ВВС, как Покрышкин вполне мог повлиять на перевооружение своей части, тем более в 1944 году - когда возможность была

2. Автор продался буржуинам, не любит Лавочкина и его самолеты, доказывает что Ла-7 дрянь, а кобра мегасамолет!

Ну, эту позицию я по крайне мере могу понять - технически я описывал как раз ситуации в которых кобра сопоставима с Ла-7.

Ла-7 - безусловно один из лучших истребителей ВВС
Ла-7 - безусловно один из лучших истребителей ВВС

Вот только тем кто ее высказывает я очень рекомендую вспомнить название статьи. Это не сравнение Ла-7 и "кобры", это описание тех особенностей самолетов, из-за которых Покрышкин предпочел довоевать на Р39. И естественно, не было никакого смысла упоминать о превосходстве Ла-7 в скорости, скороподъемности и вертикальном маневре на высотах до 2000 метров, например, либо о том что на высоте 6200 метров она обходит кобру по скорости на 40-60 км в час.

Основная идея в том, чтобы показать - на тех высотах, на которых вела оби дивизия Покрышкина, с учетом той тактики, которую она использовала и боевых задач, которые стояли перед ней, Р-39 вполне могли конкурировать с Ла-7. В целом - Ла-7 безоговорочно сильнее, но вот конкретно на 3-5 тысячах, где у Лавочкина падает мощность мотора, а у Р39 наоборот, пик характеристик - Р39 очень близко подбирается к Ла-7.

3. Автор ватник, Ла-7 дрянь, Р39 был настолько круче что Ла-7 ему начисто проигрывал.

Один человек, представившийся военным историкам, даже заявил что Р-39 на 10 лет технологически обгонял Ла-7. Ну, тут даже комментировать особо нечего.

Все эти разговоры об "отсталом совке" никогда не основываются на фактах и цифрах. Если цифры и факты в такого рода теориях появляются - можете быть уверенными, они либо просто искажены, либо вырваны из контекста, либо даются в отрыве от общего уровня развития техники тех лет.

В качестве примера - вечный шум сторонников теории "отсталого совка" про то, что, мол, моторя на Яках выбивали масло и забрызгивали им весь самолет, от носа до хвоста.

Bf-109G - именно такие мессеры по воспоминаниям Пьера "Бонифация" Дютманна часто удостаивались прозвища "сардина в масле".
Bf-109G - именно такие мессеры по воспоминаниям Пьера "Бонифация" Дютманна часто удостаивались прозвища "сардина в масле".

Кстати, это факт - действительно распространенное явление, проявлялось и на Яках, и на ЛаГГах... а также на Bf-109, например. Ага, на "мессерах" проблема с выбиванием масла была настолько распространенной, что пилоты люфтваффе называли свои мессеры "сардина в масле", а начиная с серии G на Bf-109 появился даже специальный омыватель стекла бензином - чтобы смыв масляную пленку пилот мог хоть что-то видеть.

Причем в СССР-то вопрос решили регламентной заменой уплотнителей, а не установкой омывателя.

Но вот обо всем этом сторонники теорий про "отсталый совок" изо всех сил молчат. И так с каждым приведенными ими "фактом".

Р-51 "Мустанг". Самый известный, и возможно, самый лучший истребитель ВВС США второй мировой войны. Вершина американских технологий. Причем явно поздняя модификация, вероятно Р-51D. Присмотритесь внимательно к хвосту, точнее - к рулю направления. Да, вам не показалось - это алюминиевый каркас обтянутый... полотном. Как и задняя часть фюзеляжа ранних Яков.
Р-51 "Мустанг". Самый известный, и возможно, самый лучший истребитель ВВС США второй мировой войны. Вершина американских технологий. Причем явно поздняя модификация, вероятно Р-51D. Присмотритесь внимательно к хвосту, точнее - к рулю направления. Да, вам не показалось - это алюминиевый каркас обтянутый... полотном. Как и задняя часть фюзеляжа ранних Яков.

СССР, Германия, Италия, Великобритания, Япония, США - были ведущими, промышленно и технически развитыми мировыми державами середины 20 века. А значит и уровень технологий в них был примерно одинаковым, плюс-минус. Это не значит - совершенно равным во всем. У кого-то чуть лучше получались двигатели жидкостного охлаждения, у кого-то воздушники, кто-то имел лучшую культуру веса, кто-то - аэродинамику.

Но в целом уровень технологий примерно равный, и никуда от этого факта не деться. Так что авиация СССР был ничуть не менее развита технологически чем Германия, например.

4. Кожедуб летал на Ла-7, поэтому автор лошара и рассказывает сказки!

Иван Никитич Кожедуб действительно летал на Ла-7. И сбил 62 самолета противника, являясь лучшим асом авиации союзников.

При этом летал он несколько в иных условиях и его полк выполнял другие задачи, отличающиеся от работы дивизии Покрышкина. Если коротко - плк Кожедуба был первым и долгое время единственным в ВВС полком "воздушных охотников".

Тот самый Ла-7 № 27, И.Н. Кожедуба
Тот самый Ла-7 № 27, И.Н. Кожедуба

И в соответствии с задачами Кожедуб и его однополчане имели сильно отличающуюся, очень специфическую тактику - и под боевые задачи Кожедуба Ла-5ФН, а затем Ла-7, подходили просто великолепно, являясь, по мнению автора, лучшим истребителем СССР для воздушной охоты. Коротко о том я говорил вот тут, в сравнении Як-3 и Ла-7.

Як-3 vs Ла-7. Часть IV - итоговая

И для этих задач "кобра" Кожедубу совершенно не подошла бы. Если для задач дивизии Покрышкина в принципе можно было бы успешно применять и Ла-7, то вот наоборот - посадить "охотников" Кожедуба на "кобры" - не получилось бы практически наверняка. ЛТХ кобры вряд ли позволили бы долго и успешно охотиться. Нехватка скорости и скороподъемности сделали бы охоту занятием слишком опасным дя самого "охотника"

Но об этом стоит написать отдельную статью, чем и займусь чуть позже :)

А пока - при всем огромном уважении к И.Н. Кожедубу - эта-то статья совершенно не о нем.

5. Покрышкин от Ла-7 не отказывался!

Вот тут соглашусь - вот так вот официально Покрышкин от Ла-7 не отказывался. Собственно, и не мог - тут правильно говорят те, кто утверждали что если бы приказали - пересел бы как миленький на Ла-7, и на Ла-5, и на Як - на что прикажут, на том и будет летать.

Но - известно что Ла-7 на пробу от о Лавочкина получал. Более того - Лавочкин ему Ла-7 просто ласково подсовывал, попробовать - явно рассчитывая пересадить известнейшего аса на свой самолет. Кстати, в отличии от Яковлева, который, похоже, чихал на все эти подковерные игры и с Покрышкиным был таким же резким, жестким и требовательным как и с простыми смертными.

А.И. Покрышкин, на фото слева - полковник, на фото справа - Маршал авиации СССР.  Но - а что это там за самолет за полковником Покрышкиным? Еще и с дарственной надписью - мол, ему лично, Покрышкину? Мачта антенны, чуть приподнятый над срезанным гарготом фонарь с характерным переплетом... говорите, не было у Покрышкина возможности пересесть на Ла-7?
А.И. Покрышкин, на фото слева - полковник, на фото справа - Маршал авиации СССР. Но - а что это там за самолет за полковником Покрышкиным? Еще и с дарственной надписью - мол, ему лично, Покрышкину? Мачта антенны, чуть приподнятый над срезанным гарготом фонарь с характерным переплетом... говорите, не было у Покрышкина возможности пересесть на Ла-7?

Покрышкин имел все возможности - если бы он счел переход на Ла-7 оправданным - обратиться с просьбой о перевооружении на эту машину. И ему тут же пошли бы навстречу - просто для того чтобы Покрышкин заканчивал войну на советском истребителе, а не американской "кобре". Более того - от Лавочкина он несколько Ла-7 получил, их приписали к части - чего не могло быть без разрешения "сверху", это уже просто очень толстый намек.

Но - Покрышкин явно от прямых и явных намеков отмахнулся, потому что считал что вот в этих, конкретных условиях, менять Р39 на Ла-7 незачем. Не нужно.

6. Кобра имела массу достоинств, от которых Покрышкин не хотел отказываться.

Вот тут я соглашусь. Кобра действительно имела достаточно удобную кабину, имела отличную радиосвязь и дополнительное оборудование. Которые действительно повышали удобство работы пилота и улучшали результаты его работы.

Не случайно одна из глав книжки, написанной ведомым Покрышкина, Г.Г. Голубевым "В паре с "Сотым" так и называется: "Радио - тоже оружие".

В условиях организованного, группового боя, радиосвязь имела огромное значение, и радио на "кобре" было лучше. Также Р39 имел отличный обзор (пока не начали вместо бронестекла сзади ставить глухую бронеспинку), была отлично вооружена, хорошо управлялась на разных скоростях.

Р-39Q1 - начиная с этой версии у кобры начали ставить высоких стальной бронезаголовник вместо бронестекла, что заметно ухудшило обзор назад.
Р-39Q1 - начиная с этой версии у кобры начали ставить высоких стальной бронезаголовник вместо бронестекла, что заметно ухудшило обзор назад.

Очень хороший самолет. И соглашусь, что и об этих факторах тоже стоило упомянуть - но, с другой стороны, смотрите пункт 2. Так и так народ доказывает что я чуть ли не засланец Госдепа, призванный опорочить советскую технику и превозносить американскую. Да и размер статей на Дзене не безразмерный, в конце концов о такой очевидной вещи как умение кобры падать в штопор я тоже не упоминал - незачем все это повторять.

P.S. Отдельно - о картинке. Спасибо самым внимательным. Вот на той картинке таки есть ошибка - изображена 4-х лопастная кобра.

Р-39 с четырьмя лопастями и Покрышкиным на крыле. Да, это его кобра -
Р-39 с четырьмя лопастями и Покрышкиным на крыле. Да, это его кобра -


Нет, 4-хлопастные кобры существовали, серии Q21 - Q-25, если не ошибаюсь. Вот только есть и оригинал этого фото, вот он

А.И. Покрышкин на крыле Р-39N - оригинал фотографии. Как видно, лопасти всего три.
А.И. Покрышкин на крыле Р-39N - оригинал фотографии. Как видно, лопасти всего три.

И на оригинале все хорошо видно - три лопасти, как и было у большинства Р-39.

Надеюсь, история с тем, как Покрышкин не пересел на Ла-7, мы все же завершим на этом.

А дальше - а дальше есть несколько идей. Первая из них, кстати, подсказана в спорах вокруг предыдущих статей. Кожедуб-то, как ни крути, всю войну летал на Лавочкиных!

Подписывайтесь, будет интересно :)