Найти в Дзене
Заметки директора

"Анчар"-самая быстрая в мире подводная лодка

В 1959 году в Советском Союзе началось проектирование подводной лодки проекта 661, "Анчар". Основной задачей новой субмарины было перехват американских АУГ. Для этого лодка вооружалась крылатыми ракетами П-70 "Аметист", в количестве 10 единиц, стартующих из подводного положения. Для самообороны имелись четыре торпедных аппарата с 12 торпедами.

Но самое главное, лодка должна была обладать сверхвысокой скоростью, не менее 38 узлов, чтобы догнать авианосное соединение, нанести удар и быстро скрыться. Для достижения такой скорости, корпус лодки изготавливался из титана. Водоизмещение в подводном положении составляло 7 000 тонн. Длина 107 метров. Экипаж 82 человека. Мощность силовой установки 177 мегаватт. Это были два атомных реактора водо-водяного типа ВМ-5м.

Технологические проблемы, связанные с тем, что титан можно сваривать только в бескислородной среде, решались тем, что сварщики одевали герметические костюмы и работали в специальных отсеках, заполненных аргоном. Стоимость титановой лодки была запредельной ( порядка 2 миллиардов советских рублей ), поэтому построена всего одна единица.

К-162  "Анчар"
К-162 "Анчар"

Лодку заложили в 1965 году, в Северодвинске. Применение новейших технологий задерживало строительство, которое закончилось в 1969 году и субмарина была принята в состав флота.

На ходовых испытаниях подводная лодка показала рекордную скорость 42 узла. Для сравнения, в то время, американские субмарины типа "Трешер" развивали 28 узлов.

Подводной лодке проекта "Анчар", был присвоен номер К-162. Первый командир лодки, капитан первого ранга Голубков, 30 декабря 1970 года, вывел субмарину на испытания титанового корпуса. На глубине 100 метров, лодка развила скорость 44,7 узла. При этом реактор работал на 97% своей мощности. Это был мировой рекорд скорости подводного плавания. Такой же результат удалось повторить в марте 1971. Тогда реактор разогнали на 100% мощности. А осенью того же года, подводная лодка совершила первый дальний учебный поход в Атлантику.

К-162 "Анчар"
К-162 "Анчар"

Нужная скорость была достигнута, но при этом возникали побочные проблемы. Субмарина теряла свое главное преимущество - скрытность. На максимальной скорости её мог услышать любой акустик. Во внутренних помещениях, для экипажа возникали невыносимые условия. При скорости более 35 узлов лодка начинала реветь как реактивный самолет. Шум доходил до 100 децибел.

Новаторские технологии, примененные на К-162, в дальнейшем использовались при строительстве других подводных лодок с титановым корпусом.

К-162, позже переименованная в К-222 служила на Северном флоте до 1984 года. В 2015 году была утилизирована.

Наука
7 млн интересуются