Мы уже говорили о двух архитекторах Таганрога: о Сергее Загоскине (который построил Старый вокзал, Мариинскую Гимназию и здание, где разместился Металлургический техникум) и Михаиле Покорном (что построил клуб Молодежи и, вероятно, некоторые жилые дома).
Читатель мог заметить, что оба этих творца работали, по большей части, в двух городах: Таганроге и Харькове.
Сегодня мы поговорим о еще одном выдающемся Харьковском архитекторе (из 120 его зданий 20 считаются памятниками архитектуры Харькова).
Речь идет о Михаиле Марковиче Гинзбурге.
Родился Михаил 4 июля 1876 года в г. Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии в семье зажиточного врача , почетного гражданина Славянска Марка Гинзбурга.
В 1894 году с похвальной грамотой закончил третью харьковскую мужскую гимназию, в 1898 - математический факультет Харьковского университета .
Путешествовал по Европе , посетил 13 стран , где знакомился с шедеврами мировой архитектуры ; изучал математику в Берлинском университете (1899 год).
В 1903 году окончил инженерный факультет Харьковского технологического института , получил диплом инженера - механика и право на ведение строительных работ.
В 1903 году в Харькове создал собственное проектное бюро «Железобетон» , которое выполняло частные заказы по проектированию различных зданий. Принимал участие в общественной жизни города, был членом архитектурно-строительного отдела Харьковского технического общества, образованного в 1904 году. Писал статьи по архитектурно-инженерным вопросам, принимал участие в архитектурных конкурсах.
Работал в стилях модерн и конструктивизм . Впервые в Харькове проектировал многоэтажные доходные дома с применением железобетонных конструкций.
А что же в Таганроге?
В 1914-1915 годах Михаила Марковича приглашают спроектировать здание Алексеевской женской гимназии.
Все дело в том, что Мариинская женская гимназия, несмотря на пристроенный в 1910 году новый корпус, стала тесна.
Городу необходимо было получить вторую женскую гимназию. На это были выделены большие средства — порядка 260 тысяч рублей.
Был приглашен именитый на тот момент архитектор, известный по всей империи.
Несмотря на то, что задние выстроено в стиле неоклассицизма, оно имеет характерные для Михаила Марковича конструктивные узлы:
Середина главного фасада этого монументального, двухэтажного, П-образного в плане здания акцентирована шестиколонным портиком на невысоком цоколе со ступенями. Слабо выраженные боковые ризалиты обработаны пилястрами, охватывающими оба этажа, и завершаются кирпичными аттиками ступенчатой формы. В конструкции карниза и портика, в абаках колонн применен железобетон, оконные проемы перекрыты металлическими балками. Кирпичные фасады здания, являющегося ярким примером сооружения в стиле неоклассицизм и представляющего собой характерный образец учебного заведения начала XX века, изначально предназначались под штукатурку но из соображений экономии оштукатурены не были.
Григорян М.Е., Решетников В.К.- История архитектуры и градостроительства
Современники не очень оценили постройку:
«Вторая женская гимназия: гекзостиль — шесть огромных, тяжёлых красного кирпича колонн, высокий и длинный цементный портал, ведущий в сравнительно небольшую дверь-тамбур. Главный фронтон — огромный треугольник красного, ничем не задрапированного кирпича, будто наскоро сложенного, неустойчивого, готового обрушиться, такие же и два боковых фронтона. Все это в большой диспропорции с фасадом и сумрачно. Несколько оживляют здание венецианские окна второго этажа. Строители утверждают, что это здание точно воспроизводит Афинский университет…»
Александр Николаевич Баландин, священник Митрофаниевской церкви.
Что такое гекзостиль мы не знаем. Да и на Афинский университет здание наше не очень-то и похоже.
Как женская гимназия здание проработало недолго.
В 1918 году вспыхнуло Январское восстание (о событиях которого мы рассказывали тут и тут). Город захлестнули сначала рабочие массы, затем немецкие оккупанты, а после — белогвардейцы.
При Деникине здание школы используется как один из штабов.
Вновь учебным заведением корпус бывшего Алексеевского женского училища станет только при Советах.
В советское время
Архитектор
После революции 1917 года Михаил Маркович утратил всю собственность и, чтобы избежать репрессий, уехал в Ростов-на-Дону.
Преподавал в 1922 года, затем восстанавливал Донбасс.
В Харьков вернулся в 1924 году, активно занимался промышленной архитектурой, участвовал в реконструкции Фабрики имени Тинякова и других предприятий легкой промышленности.
С 1933 по 1938 годы преподавал в Промышленной академии, с 1933 - в Индустриальном институте Наркомуголь.
С началом войны в армию Гинзбурга не взяли - из-за сильной близорукости. Эвакуировался в Тбилиси .
Вернувшись в Харьков, продолжил преподавать, заниматься научной деятельностью, а также созданием городской еврейской общины. Добился помещения для общины на улице Сумской, напротив кинотеатра «Первый Комсомольский». Был избран председателем общины, и вскоре ее закрыли.
В 1945 году Гинзбурга лишили всех должностей и запретили преподавать. Его деятельность была признана вредным проявлением сионизма .
Четыре года он бедствовал, пока не заболел. Умер в 1949 году в Харькове, где и похоронен.
Гимназия
Советская власть устанавливается в городе в 1920 году. В годы НЭПа советская власть размещает в здании школу педагогической практики учителей, затем детский дом.
В 1926 году Агрономическую школу, созданную в 1920-1921 гг. для беспризорных подростков на Золотой косе в бывшем имении Лакиера, реорганизуют в Таганрогский сельскохозяйственный техникум и переводят в здание Алексеевской гимназии. На первый курс поступает 40 человек. На Золотой косе остаётся учебно-практическая база техникума, оборудованная тракторами американских марок, жаткой и сноповязалками.
В 1930 году техникум преобразовывают в Таганрогский институт механизации и электрификации сельского хозяйства Народного комиссариата земледелия СССР.
Постепенно строятся два корпуса по обоим сторонам здания: корпус В (в семидесятых превращен в общежитие №5) и корпус Б (существует до сих пор под той-же литерой).
В годы Второй Мировой Войны институт эвакуируют, а в 1952 году комплекс из трех зданий передают только созданному Таганрогскому Радиотехническому Институту.
Здание практически без утрат дошло до наших дней. Уничтожен главный фронтон:
Исчез забор перед главным входом в здание (но не ясно, был ли он изначально, или это советская достройка).
8 Декабря 1969 года позади здания, на месте внутреннего двора, выстроили спортзал:
А фото 1980-х сложно отличить от современных:
Здание стоит и здравствует до сих пор:
На мой взгляд, это место очень удачно перенесло нашу историю.
Пристроенные корпуса (общежитие №5 и корпус Б) не портят, но дополняют композицию.
Спортзал, хоть и лишил школу внутреннего дворика, обеспечил место для занятий — это совершенно оправданная жертва (тем более что состояние территории за корпусом удручает).
Конечно, городу вместе с институтом придется поработать вместе, что бы привести в порядок этот памятник архитектуры, но работы тут совсем немного: восстановить фронтон да поправить кой-какие мелочи.
Город должен признать здание памятником архитектуры регионального значения и постараться восстановить его облик согласно задумке архитектора.
P. S. Информация для читателей в ОК.
Статьи больше не будут выходить в группе Исторический Таганрог.
Теперь они публикуются в отдельной группе https://ok.ru/group/55945363390634