Карманные, наручные, настенные и настольные часы рекламируются уже много лет. Сначала – в конце XIX столетия – это были графические черно-белые рисунки, сопровождавшие рекламные объявления в газетах, затем – полноцветные вклейки-репродукции в журналах, воспроизводившие рисованные рекламные плакаты, позже – ретушированные фотографии. В наши дни часы рекламируют с помощью всех доступных аудиовизуальных средств на всех доступных носителях – от билбордов до видеороликов в соцсетях.
И у всей этой рекламной красоты есть нечто общее: на большинстве плакатов и в большинстве роликов часовая и минутная стрелки часов установлены в положение 10:10. Смотрится это так, словно циферблат мило улыбается потенциальному потребителю.
Этот не сразу бросающийся в глаза, но в принципе самоочевидный момент породил в интернете множество досужих толков и теорий. Всем хочется узнать, почему стрелки стоят именно так? Причем даже в магазинах, например, настенных часов, где они ждут покупателей без батарей и не ходят, продавцы зачастую тоже берут на себя труд перевести стрелки на 10:10.
Самая смешная теория – конспирологическая, проходящая по категории городского фольклора (или невинного бреда). Якобы 10:10 – время какого-то суперважного события, от всемирного восстания до конца света. До 10.10.2010 доморощенные конспирологи знали и дату «события», но десятое октября 2010 года прошло уже почти девять лет назад, а мир как стоял, так и стоит. Другая версия пугливых граждан еще забавней первой: якобы именно изготовители и продавцы часов поддерживают мир в равновесии - пока все часы в продаже и в рекламе показывают 10:10, с человечеством ничего не случится.
Наши сограждане могли бы предположить, что эти смешные предположения – плод исключительно российской фантазии. Однако нет: самодеятельных конспирологов хватает в любой стране мира. Некоторые из них даже становятся профессионалами в этой странной области, как, например, писатель Дэн Браун. Он донес до своих читателей просто потрясающую выкладку: если стрелки стоят на 10:10, то меньший из углов составляет 115 градусов. При 115 градусах по Цельсию вскипает антифриз (это же надо было еще узнать!). А антифриз – это не просто «незамерзайка», а еще и название, созвучное имени некой антифашистской диверсионной ячейки времен Второй мировой: «Анти-Фриц». Среди подпольщиков якобы имелись часовщики, ставившие часовые механизмы на бомбы и мечтавшие, что после победы стрелки на рекламах будут ставить на 11:05 – как на букве V (victory – победа).
Победе уже почти 75 лет, а стрелки на рекламах как стояли на 10:10, так и стоят. Более того: достаточно пятиминутного обращения к Гуглу, чтобы выяснить, что стрелки на рекламах «встали» в это положение примерно в 1920-1930-е годы. Скажем, примерно к этому времени относится серия реклам Longines, где на всех часах стрелки уже выровнены в единое положение.
На более ранних плакатах бренда часы показывали разное время.
Не самые образованные, но искренние любители истории пытаются «подтянуть» к характерному положению стрелок и другие важные события. Больше всего им, по понятным причинам, нравятся трагедии вроде убийств Кеннеди и Линкольна (ничего не получается: их убили не в 10:10). Медицинские дилетанты приплетают к истории врачебное дело: якобы в 10:10 меняются биоритмы и меньше риск инфарктов (эта версия была бы смешна, если бы не выглядела немного грустно – прежде всего из-за уровня образования тех, кто ее высказывает). Еще курьезнее выглядит гипотеза, приписываемая радикальным феминисткам: якобы угол стрелок намекает на женский лобок и демонстрирует объективацию женщин. Впрочем, надо признать, что подобный «вброс» скорее напоминает издевательство интернет-троллей над феминистками, которые, по мнению троллей, во всем видят женские половые органы и объективацию.
Есть пара идей из области организации труда (впрочем, тоже демонстрирующая скромность познаний авторов гипотезы). Якобы рекламные фотографы приходят на работу в 9 утра, и пока они готовят съемку, как раз проходит ровно час десять минут. Смешно. Вторая версия вызывает доверие только у тех, кто не разбирается в часовом производстве: якобы все часы (и механические, и кварцевые) сходят с конвейера именно в таком положении стрелок и так и попадают в рекламные студии.
Неубедительно хотя бы потому, что никакого конвейера в традиционном понимании этого слова на часовых мануфактурах высокого уровня нет и быть не может. Да и что мешает фотографу поменять положение стрелок перед съемкой, возникни у него такое желание? Не говоря уж о том, что в 1920-е годы вместо фото на рекламах печатали технические рисунки, а в наши дни используют не только фото, но и компьютерные рендеры – и да, с тем же положением стрелок.
Впрочем, гипотезы высказывают не только дилетанты. Так, преподавательница визуальной семиотики Тартусского университета Елена Григорьева уделила внимание проблеме 10:10 в своей книге «Эмблема. Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры». Там авторесса долго исследует феномен, обобщает разные эстетические и прочие коды и приходит к выводу, что только стрелки в указанном положении способны воздействовать на культурное сознание человека. Нисколько не сомневаемся в компетентности преподавательницы, все же приходится задаться вопросом: а до 1930-х годов стрелки на это сознание не воздействовали нимало? Если так, то как же работала реклама?
Так или иначе, сейчас официальные рекомендации маркетологов гласят, что при продаже часов продавцам следует выставлять стрелки на 10:10 (или 13:50) – подобные советы есть, например, на сайте белорусского производителя часов «Луч». Чем руководствуются специалисты, не объясняется, но можно предположить, что, кроме привычного уже глазу потребителя рекламного мотива, именно в таком положении стрелки не закрывают дополнительных индикаторов на циферблате: ни малую секундную стрелку (обычно она расположена в положении «6 часов»), ни апертуру даты (ее обычное место – «3 часа», бывают исключения – например, на ряде моделей немецкого бренда A. Lange & Söhne – под меткой «12 часов»), ни счетчики хронографа и индикаторы вечного календаря в положениях «9 часов» и «3 часа», ни индикаторы фаз Луны и запаса хода в нижней части циферблата.
Скорее всего, именно этот фактор и стал важнейшим для выбора размещения стрелок на рекламных имиджах. Не считая, разумеется, того очевидного факта, что стрелки в этом положении действительно напоминают приветливую улыбку.
P.S.: Швейцарка Бритта Люценкирхен с помощью нейромаркетингового эксперимента доказала, что потенциальные клиенты видят на циферблате со стрелками на 10:10 именно улыбку. А от улыбки, как известно, не только «хмурый день светлей», но и желание купить что-нибудь – острей. Результаты эксперимента Люценкирхен описала в статье в научном вестнике Frontiers of Psychology.