Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные корабли.Цена не имеет значения."Ройял Соверен".

После революционной серии "Куин Элизабет" британские конструкторы и адмиралы похоже сами пришли в ужас от того что натворили. Ну нельзя же так быстро двигаться вперед,надо и назад сходить. Иначе объяснить логику появления линкоров следующей серии R невозможно.

Перед проектировщиками была поставлена задача в новых кораблях-снизить скорость,вернуться к угольному отоплению котлов,снизить стоимость постройки ,но усилить противоторпедную защиту и устранить заливаемость орудий среднего калибра.Правда здравый смысл восторжествовал-и котлы остались нефтяными.

При этом серия должна была стать самой многочисленной в постдредноутный период- планировалось построить 8 линкоров данного типа. Но в ситуацию непредсказуемо вмешался шустрый дедушка лорд Фишер,в очередной и последний раз ставший первым морским лордом .Два из запланированных линкоров под теми же названиями были подменены проектом линейного крейсера и стали знаменитыми HMS Renown и HMS Repulse .Постройка еще одного- HMS Resistance вообще была отменена.В итоге со стапелей сошло 5 линкоров типа R : HMS Royal Sovereign, HMS Revenge , HMS Royal Oak, HMS Resolution, HMS Ramillies .Как видно ,названия у всех начинались на букву "Р",также эти корабли называют Royal Sovereign class или Revenge class .

Наименования традиционные для британского флота.Royal Sovereign(восьмой этого имени в королевском флоте)- что -то вроде "власть короля", Royal Oak -королевский дуб, Revenge -месть, Resolution -разрешение, Ramillies (пятый этого имени в английском флоте)-в честь победы герцога Мальборо в 1706 на французами.

Девиз HMS Royal Sovereign -Ducere Classem Regem Sequi : «Вести флот, чтобы следовать за королем».

В итоге линкоры стали своеобразным развитием проекта «Куин Элизабет». Вооружение осталось тем же,скорость уменьшалась до 22-23 узлов,отопление осталось нефтяным.Изменилось расположение артиллерии-башни главного калибра сместились к корме,вместе с ними сдвинулись и казематы противоминной артиллерии,кормовые 152 мм стали на уровне носовых,что значительно снизило их заливаемость.По бронированию главный пояс в 3,88 м глубже ушел под воду,над ним 51 мм главная палуба вместо 25 мм на уровне ватерлинии. Противоторпедную перегородку уменьшили до 38 мм с расчетом на дополнительную защиту угольными ямами,но отопление осталось нефтяным.При этом на Ramillies ,а потом и на Revenge и Resolution установили новинку-були - повышающие остойчивость и противоторпедную защиту.Стоил линкор £ 2 570 504( HMS Queen Elizabeth -£3,014,103 ).

Ройял Соверен HMS Royal Sovereign Портсмут . заложен 15 января 1914, спущен на воду 29 апреля 1915,вступил в строй апрель 1916 . С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ под именем «Архангельск». отправлен на слом 1949.

Ривендж HMS Revenge Виккерс . заложен 22 декабря 1913 , спущен на воду 29 мая 1915 ,вступил в строй февраль 1916, учебный корабль с 1944, отправлен на слом 1948

Ройял Оак HMS Royal Oak Девонпорт . заложен 15 января 1914 , спущен на воду 17 ноября 1914 ,вступил в строй 1 мая 1916, потоплен 14 октября 1939 в Скапа-Флоу подводной лодкой U-47; объявлен братской могилой

Резолюшен HMS Resolution Палмерс . заложен 29 ноября 1913 , спущен на воду 14 января 1915 ,вступил в строй декабрь 1916, отправлен на слом 1948

Рамиллиес HMS Ramillies Бердмор . заложен 12 ноября 1913 , спущен на воду 12 сентября 1916 ,вступил в строй сентябрь 1917, отправлен на слом 1948

Водоизмещение 28 000 т нормальное,31 000 т полное .Длина 189 м,
176,9 м по КВЛ. Ширина 27,0 м .Осадка 8,7 м .
Бронирование- главный пояс: 102—330 мм
траверзы: 102—152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб—330 мм
барбеты башен ГК: 102—254 мм
боевая рубка: —279 мм
Двигатели-24 водотрубных котла на нефти ,турбины Парсонса,40 000 л. с..Движитель-4 винта .Скорость хода 22 узла полная .Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах .Экипаж 997-1150 человек .
Вооружение- 4×2 381-мм/42 Mk I,14×1 152-мм/50 BL Mk XII, Зенитная артиллерия -2×1 76-мм,4×1 47-мм QF 3 pdr . Минно-торпедное вооружение -4 подводных 533-мм торпедных аппарата (только “Royal Oak”); катапульта и 1 гидросамолет (только “Royal Oak” и “Resolution”)

В межвоенные годы линкоры типа “R” не подвергались серьезным модернизациям. В 1920-х гг. с кораблей сняли 2 палубных 152-мм орудия среднего калибра и добавили 4 зенитных 102-мм ЗУ. В конце 1930-х сняли торпедные аппараты, одноорудийные 102-мм зенитные установки заменили спаренными; добавлены 2х8 40-мм “пом-пома”. На “Resolution” и “Royal Oak” на башне главного калибра “X” разместили авиационную катапульту. Кроме того, на “Royal Oak”, единственном из всей серии, в 1934 – 1936 гг. провели усиление палубного бронирования над погребами (до 127 мм) и машинным отделением (до 90 мм). Вместо снятых подводных торпедных аппаратов были установлены 4 надводных.

Во время войны корабли этого типа не претерпели серьезных изменений, за исключением увеличения в 1942 г. на “Royal Sovereign” “Resolution” и “Ramillies” толщины палубы над погребами на 50 мм .Прочие изменения ограничились увеличением числа стволов малокалиберной артиллерии и установкой радаров. В 1941-1942 гг. с оставшихся в строю кораблей сняли 12,7-мм пулеметы, добавив 2х4 40-мм “пом-пома” и 10 – 20-мм “эрликонов”. В 1943 г. на “Ramillies” и “Royal Sovereign” число последних возросло до 20 и 30 соответственно, в следующем году на первом их стало еще на 3 больше, а на втором, наоборот, сократилось на 4. К концу войны полное водоизмещение кораблей составляло: 35390 т (“Ramillies”), 34700 т (“Resolution”) и 33560 т (“Revenge”). В 1944 на "Ройал Соверене" стояли 8 102 мм зениток,24 40 мм и 46 20 мм автоматов. Обслуживание зенитных автоматов резко увеличило численность экипажей. Под помещения для пополнения демонтированы в 1943 4 носовых 152 мм орудия(на “Resolution” только два).

Последний корабль серии “Ramillies” введен в строй уже с противоторпедными булями (ширина возросла с 27 до 31,2 м, полное водоизмещение – 33540 т). Аналогичные работы провели до конца Первой мировой войны на “Revenge” и “Resolution” (ширина 30,9 м), а вскоре после ее завершения – на “Royal Sovereign” и “Royal Oak” (ширина 31,1 м, полное водоизмещение – 33 240 т). На последнем установили були новой формы, верхний срез которых поднимался до кромки батарейной палубы (аналогичные получил в ходе ремонта и “Ramillies”). Турбины были рассчитаны на 40 000 л.с. и предназначались для того, чтобы дать кораблям максимальную скорость 23 узла , хотя “Revenge” достигла максимальной скорости 21,9 узла с 41 938 л.с. во время ее морских испытаний 24 марта 1916 года. Другие члены класса имели аналогичные показатели, только на “Royal Oak” , набрав 22 узла на испытаниях. “Ramillies” с булями достиг 21,4 узла от 42 383 л.с. во время морских испытаний 20 сентября 1917 года, что менее чем на половину узла медленнее, чем у остальных кораблей.

Линкоры вооружались восемью 15 дюймовыми (381 мм) MK I пушками в четырех двухорудийных башнях, расположенных попарно по линейно-возвышенной схеме в носовой и кормовой части.Башни обозначались «A», «B», «X» и «Y» с носа на корму. Корабли несли пушки в башнях Mk I , которые обеспечивали возвышение до 20 градусов и снижение до -5 градусов. 875 кг снаряды со скоростью 750 м / с уходили на дальность до 22 333 м. Их расчетная скорострельность составляла один выстрел каждые 36 секунд.

Противоминная артиллерия состояла из четырнадцати 152 -мм пушек BL Mk XII , двенадцать из которых были установлены в казематах вдоль бортов судна на миделе ; остальные пары были установлены на палубе и были защищены щитами . Орудийный каземат был перенесен дальше от носа, чтобы уменьшить заливание портов орудий, проблема, с которой столкнулись линкоры типов "Айрон Дюк" и "Куин Элизабет". Пушки имели 45 кг со скоростью 861 м / с и дальностью при максимальном возвышении 15 градусов-12 400 м.

На корабли также установили четыре 3-фунтовых (47-миллиметровых (1,9 дюйма)) орудия,т.н. сигнальные. Зенитное вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76 мм) пушек Mk I . Линкоры были оснащены четырьмя подводными торпедными аппаратами калибром 21 дюйм (533 мм) , по две на каждой стороне. Боекомплект в общей сложности двадцать одна торпеда типов Mk II, Mk IV и MK IVHB.

Корабли были укомплектованы двумя директорами управления огнем, оснащенными дальнобойными 15-футовыми (4,6 м) дальномерами . В 1918 году на всех кораблях на крышах башен «В» и «Х» были установлены платформы для самолетов . Эти платформы были демонтированы в начале 1930-х годов. “Resolution” был кратковременно оснащен катапультой в начале 1930 года, а “Royal Sovereign” - в 1933–1936 годах. В середине 30-х годов все корабли, кроме “Revenge” и “Royal Sovereign” , были оснащены катапультой на башне «Х». На “Resolution” она сохранялась до конца 1942 года или начала 1943 года.

Главный пояс по ватерлинии корабля состоял из цементированной брони Круппа (KC), толщина которой составляла 13 дюймов (330 мм) между барбетами «А» и «Y» и утончалась до 4–6 дюймов (102–152 мм) по направлению к концам кораблей, но не достигая ни носа, ни кормы. Над ним находилась полоса брони толщиной 6 дюймов, которая проходила между барбетами «А» и «Х». Поперечные переборки толщиной от 4 до 6 дюймов проходила под углом от концов самой толстой части ватерлинии к барбетам «А» и «Y». Орудийные башни были защищены броней КС от 11 до 13 дюймов (279–330 мм), за исключением крыш башен толщиной 4,75–5 дюймов (121–127 мм). Барбеты имели толщину от 6 до 10 дюймов (152–254 мм) над верхней палубой, но под ней были только от 4 до 6 дюймов. Главная боевая рубка имела 11 дюймов брони по бокам с 3-дюймовой крышей. После Ютландского боя на главную палубу был добавлен 1 дюйм высокопрочной стали.

Экипажи насчитывали от 909 до 940 человек в 1917 году; к началу 1920-х годов численность экипажа выросла с 1 012 до 1240 человек.

«Ривендж» и «Ройял Оук» участвовали в Ютландском сражении, но никак себя не проявили. К началу второй мировой войны линкоры типа “R” устарели и планировались к выводу из состава флота, как только вступят в строй корабли типа “King George V”.

Тем не менее,все корабли этого типа активно участвовали во Второй мировой войне, в ходе которой один корабль этого типа был потерян. «Ройял Оак» стал первым линкором, погибшим во Второй мировой войне. 14 октября 1939 года он был потоплен в главной базе британского флота — Скапа-Флоу тремя торпедами немецкой подводной лодки U-47. “Resolution” 24.7.1940 в ходе операции против Дакара получил торпедное попадание с французской подводной лодки “Bevezie” и был тяжело поврежден. Вышел из строя более чем на год. “Ramillies” в мае 1942 г. поврежден торпедой японской сверхмалой подводной лодки у Мадагаскара и вышел из строя до июня 1943 г. “Revenge”, “Resolution” и “Ramillies” выведены в резерв в 1944 г. “Royal Sovereign” 30.5.1944 передан СССР и переименован в “Архангельск”. До 1949 года он временно находился в аренде в советском ВМФ в счет получения будущих репараций от Италии.

В 1948 на слом сданы “Revenge”, “Resolution” и “Ramillies” ,В 1949,после возврата от СССР на слом ушел и “Royal Sovereign” .Англичане отмечали ,что он был в плохом состоянии из-за плохого содержания на советской службе; его башни были забиты(?) , и большая часть оборудования была непригодна для использования.

Рында_английского_линкора_Royal_Sovereign
Рында_английского_линкора_Royal_Sovereign

HMS_Ramillies_Memorial
HMS_Ramillies_Memorial

Сложно обьективно оценивать эти линкоры. Созданные для массовки в противостоянии с Кайзерлихмарине как удешевленные,упрощенные,массовые корабли ,они ,в итоге, совместно с также ничем не примечательными "Кинг Джорджами" тянули на себе всю тяжесть морской части второй мировой войны. Все таки флот-это не только тысячи тонн железа -но и система,выучка и традиции экипажей. Несмотря на нахождение постоянно в эпицентре противостояния с флотами и авиацией Германии,Италии и Японии,серия потеряла только один корабль-и то в результате сложнейшей многолетней диверсионно-шпионской операции.

34 летняя боевая служба линкоров типа "Ройял Соверен"-в отдельной статье.

По "Архангельску" тоже будет отдельная статья.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам