Уникальность ситуации в англо-германском соперничестве в предвоенное время в том,что очень серьезные-и по финансовым и по политическим последствиям- решения стороны принимали под воздействием слухов,догадок,публикаций желтой прессы. Спрессованное донельзя многочисленными противоречиями время было беременно войной. И хвост рулил собакой...Раздутый газетами слух о якобы конвейерном строительстве дредноутов в Германии и близящемся к весне 1912 года моменте равновесия-когда флоты соперников якобы сравняются на уровне по 21 дредноуту у каждого(реально возможный вариант- Германия имела бы 13 линкоров и линейных крейсеров, Великобритания — 16), привели не только к истерии среди патриотической общественности,требовавшей немедленной войны,но и к крайней обеспокоенности сэров и пэров.
Под давлением оппозиции в морской бюджет 1909 было внесено строительство сразу 8 капитальных кораблей-двух типа "Колоссус",двух линейных крейсеров и четырех названных "сверхдредноутами" кораблей типа "Орион". Если "Колоссусы" были вооружены традиционными 12 дюймовками,то остальные 6 кораблей были спроектированы под 343 мм орудия. Неудача с 50 калиберными 305 мм пушками на "Сент-Винсенте" привела к возврату к стволам в 45 калибров-но 343 мм. Благодаря тяжелому снаряду бронепробиваемость увеличилась на 12 % ,а износ ствола уменьшился. "Тяжелый снаряд,низкая скорость".Увеличение угла возвышения до 22 градусов позволило увеличить дальность до 22 км.Вдобавок все пять башен наконец-то разместили в диаметральной плоскости. Ещё одной особенностью стало появление верхнего броневого пояса над главной палубой .
Естественно,никакого конвейера по производству германских линкоров не существовало,там совершенно так же флотские планы безжалостно резал рейхстаг,да и сам Тирпиц понимал реальные возможности страны.Равенства с Англией в линкорах достичь для Германии в ближайшие годы было нереально. Но ,соответственно,сведения уже из Англии о массированном строительстве дредноутов ,стимулировали германцев ускорить строительство своих линкоров. Классическая гонка вооружений с предсказуемым результатом.
Конструкторам "Ориона" пришлось решать сложнейшую проблему по остойчивости корабля. Возвышенные тяжелые башни и дополнительный верхний броневой пояс резко повысили центр тяжести. Сделать же корабль шире не позволяло требование 21 узловой скорости. Да и в действующие доки такой корабль бы не поместился.Кардинально решить вопрос не удалось- метацентрическая высота в 0,9 м ( по проекту 1,676 м) была явно недостаточной-во время испытаний в Бискайском заливе корабль имел крен до 21 градуса. Пришлось всем четырем кораблям добавить дополнительные бортовые кили и усилить основной.
Свои игры с "Орионами " вела и британская разведка.Реальные характеристики кораблей были военной тайной. В отличие от последующих шпионских игр- здесь джеймсы бонды работали на понижение. Новые 343 мм пушки в Адмиралтействе числились «12-дюймовыми орудиями типа „А“» ,а в в 1913 году ежегодник «Брассей» сообщал читателям, что новые линкоры вооружены 305-мм орудиями типа «А» с длиной ствола 45 калибров . При этом в прессе одновременно были опубликованы настоящие характеристики пушек.
Общая стоимость постройки составила 1 855 917 фунтов стерлингов: 1 711 617 за постройку и 144 300 — за орудия у HMS Orion , 1 888 736 фунтов стерлингов, в том числе 146 900 за орудия у HMS Monarch ,1 892 823 фунта стерлингов, в том числе 146 900 за орудия на HMS Thunderer и 1 891 164 фунтов стерлингов, в том числе 146 900 за орудия за HMS Conqueror
Орион HMS Orion Portsmouth Dockyard Заложен 29 ноября 1909,спущен на воду 20 августа 1910,вступил в строй 2 января 1912, пущен на слом в декабре 1922
Монарх HMS Monarch Armstrong Заложен 1 апреля 1910 ,спущен на воду 30 марта 1911 ,вступил в строй март 1912,потоплен как мишень 20 января 1925
Тандерер HMS Thunderer (Громовержец) Thames IW Заложен 13 апреля 1910 ,спущен на воду 1 февраля 1911 ,вступил в строй июнь 1912,пущен на слом в декабре 1926
Конкерор HMS Conqueror (Завоеватель)Beardmore Заложен 5 апреля 1910 ,спущен на воду 1 мая 1911 ,вступил в строй 1 декабря 1912,пущен на слом в декабре 1922
Водоизмещение-22 200 т нормальное,25 870 т полное. Длина 177,1 м. Ширина 27,0 м. Осадка 7,6 м.
Бронирование-главный пояс: 203—305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 76—254 мм
палуба: 25—102 мм
башни ГК: —279 мм
барбеты башен ГК: 76—254 мм
боевая рубка: —279 мм
Двигатели-18 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс»,
на «Монархе»- Ярроу,турбины системы Парсонса,27 000 л. с.Движитель-4 винта.Скорость хода 21 узел полная. Дальность плавания 6730 миль (на 10 узлах).Экипаж 752 человека.
Вооружение-5 × 2 — 343-мм/45 Mk.V
16 × 1 — 102-мм/50 BL Mk.VII
4 × 1 — 47-мм QF 3 pdr
10 × 7,71-мм ручных пулемётов системы «Льюис»
Зенитная артиллерия- 7 × 1 7,71-мм пулемётов «Максим-Виккерс».
3 подводных 533-мм ТА
В конце войны часть британских линкоров получила на вооружение колёсные истребители для разведки и борьбы с дирижаблями. Запуск осуществлялся со специальной платформы, установленной на крыше башни главного калибра, и был возможен только при развороте башни против ветра. Самолёт был фактически одноразовым — садился на сухопутной аэродром или на воду. В качестве истребителей использовались бипланы Сопвич «Кэмел» или Сопвич «Пап». В 1917 году взлётные платформы были установлены на «Орионе» на башнях «В» и «Q», на «Конкероре» и «Тандерере» — на «В» и «X», а на «Монархе» только одна — на башне «В». На каждой платформе размещался только один самолёт, поэтому на «Монархе» он был один, а на остальных — по два .
Отличия кораблей были незначительны- на "Орионе"выступающая страховочная решетка, установленная над дымовыми трубами, на каждой дымовой трубе были нанесены по две горизонтальные белые марки (полосы); на "Конкероре" 102-мм орудия противоминной артиллерии были защищены только противоосколочными броневыми щитами; на "Монархе" на передней дымовой трубе были нанесены две горизонтальные белые марки; на "Тандерере" размещенная на фок-мачте рубка с прибором управления огнем находилась ниже поста управления огнем, размещенного также на фок-мачте. На каждой дымовой трубе были нанесены по три горизонтальные белые марки.
С началом войны, в сентябре 1914 года, белые марки, ранее нанесенные на дымовые трубы, были закрашены.
Корпус имел изогнутый форштевень, таранного типа, округлую корму с подзором и полубаком. Полубак доходил до середины корабля и далее сужался к башне «Q», для увеличения углов её стрельбы. Корпус корабля был разделён водонепроницаемыми переборками на 21 отсек. Двойное дно занимало 76 % длины корабля.
Основным вооружением линкоров типа «Орион» были десять 343-мм 45-калиберных орудий Мк. V, установленных в пяти башнях по диаметральной плоскости. Это позволяло иметь в бортовом залпе все десять орудий. За счёт отказа от бортовых башен облегчилась компоновка внутренних помещений. Плюсом стало и увеличение глубины подводной защиты для средней башни. Общая длина орудия с затвором — 15 898 мм, нарезной части — 12 943 мм. Вес орудия без замка — 76 100 кг. Традиционно для британского флота скрепление ствола осуществлялось проволокой. Затвор поршневой, системы Велина, заряжание — картузное.
Метательный заряд состоял из 135 кг кордита MD45., позволявшего разогнать 574,5-кг бронебойный снаряд до начальной скорости порядка 785 м/с. В боекомплект входили фугасные и бронебойные снаряды с броневым колпачком. В британском флоте 343-мм орудия имели в боекомплекте фугасные и бронебойные снаряды двух типов — «тяжёлые», массой порядка 635 кг и «лёгкие», массой от 567 до 574 кг. Но системы подачи башен «Орионов» не были приспособлены для использования более тяжёлых снарядов. На «Орионах» устанавливались башни модификации Mark II, на «Конкероре» — Mark III производства Coventry Ordnance Works.
Угол подъёма стволов орудий составлял от −3° до +20°. Стрельба бронебойным 567-кг снарядом на максимальном угле возвышения ствола орудия обеспечивала дальность выстрела, равную 21 780 м. Заряжание было возможно при любом угле подъёма стволов, а скорострельность составляла порядка полутора выстрелов в минуту.Сектор стрельбы для носовых и кормовых башен составлял 300°. Центральная башня «Q» имела углы стрельбы от 30° до 150° на каждый борт. Боезапас мирного времени составлял по 80 снарядов на ствол. В военное время его увеличивали до 110 снарядов снарядов на ствол.
Снарядные погреба всех башен были расположены ниже зарядных. Каждый погреб на случай пожара оснащался системой орошения и затопления. Подъём выстрела из погребов к орудию осуществлялся в два этапа. Сначала снаряд из снарядного погреба транспортёром подавался в карман заборника и с помощью подъёмника поднимался по подачной трубе на уровень зарядного погреба. Там в него загружались два полузаряда. Все вместе они по подачной трубе поднимались в подбашенное рабочее погрузочное отделение. Здесь производилась комплектация выстрела в подаватель. К каждому орудию шла своя изогнутая направляющая, по которой подаватель с помощью гидравлического привода поднимался в боевое отделение башни к орудию. В камору орудия с помощью цепного прибойника досылался сначала снаряд, а потом пороховые заряды. После выстрела канал ствола орудия продувался сжатым воздухом, смешанным с углекислотой, камора охлаждалась водой.
Противоминная артиллерия состояла из 16 скорострельных 102-мм 50-калиберных орудий Мк VII. Их скорострельность составляла до 8 выстрелов в минуту. Снаряду массой 14,1 кг придавалась начальная скорость в 873 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы порядка 11 000 м. Боекомплект составлял по 150 снарядов на орудие — всего 2400 снарядов.
В носовой и кормовой надстройке размещались по восемь орудий. Шесть орудий в носовой надстройке находились в защищённом 76-мм бронёй каземате. Ещё два орудия стояли за 76-мм экранами на шлюпочной палубе по обеим сторонам боевой рубки. Восемь кормовых орудий размещались в открытых установках в два этажа. Во время войны их также забронировали спереди 76-мм экранами. В 1917 году число 102-мм орудий сократили до тринадцати.
Первоначально зенитное вооружение на кораблях типа «Орион» отсутствовало. В 1914 году были установлены две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с патронным заряжанием. В течение войны они были заменены на 76-мм зенитные орудия QF. Мк. I с боезапасом по 150 выстрелов на ствол.Также во время войны было установлено одно 102-мм орудие QF. Мк. VII с углом возвышения 60° и боезапасом 75 выстрелов. На момент вступления в строй «Орионы» имели на вооружении 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомплектом 64 холостых выстрела. Также имелась одна 76-мм десантная пушка, пять 7,71-мм пулемётов «Максим-Виккерс» образца 1909 года с боекомплектом 5000 патронов и десять 7,71-мм ручных пулемётов «Льюис» образца 1915 года с боезапасом 5000 патронов. Пулемёты использовались десантными партиями на берегу, для пулемётов «Максим» имелись поворотные турели на паровых катерах и баркасах
Каждый корабль типа «Орион» оснащался 7 бинокулярными дальномерами «Барра и Струда». Один с базой 4,57 м размещался на крыше поста управления стрельбой. На башнях «В» и «X» было установлено по 5,49 м дальномеру. А на башнях «A», «Q» и «Y» по одному 2,74 м. Ещё один 4,57 м дальномер размещался в кормовой части шлюпочной палубы на кормовой надстройке и использовался для управления торпедной стрельбой. Позже его перенесли на рубку поста управления торпедной стрельбой.
В начале 1912 года адмиралом Перси Скотом для новых кораблей была предложена система центрального управления огнём. Суть системы сводилась к тому, что приборами на центральном посту управления, расположенными на фор-марсе, вырабатывались углы вертикального и горизонтального наведения. Артиллерийский офицер задавал на своём приборе углы наведения и, с помощью синхронной передачи на таких же приборах в башнях, устанавливались стрелки шкал на нужные углы. Задача наводчиков в башнях сводилась к повороту башен и орудий до нужного установленного угла. После того, как орудия были выставлены на нужные углы, по сигналу с центрального поста производился залп.
Прибор по чертежам Скотта был изготовлен фирмой Виккерс и установлен на «Тандеррере». После этого были произведены сравнительные стрельбы с неоснащённым данными приборами «Орионом». По щиту 15×18 м с дистанции 42 каб. «Тандеррер» за 3,5 минуты выпустил залпами 39 снарядов, из которых 23 попали в цель. «Орион» за то же время выпустил 27 снарядов, из которых в цель попали только четыре. После такого успеха приборы «Виккерса-Скотта» были установлены на все линкоры.В 1917 году на «Орионах» были установлены «указатели дистанции до цели» для эскадренной стрельбы. Они имели вид циферблата часов и были установлены на фок-мачте на рубке управления стрельбой, а второй на кормовой палубной надстройке.Про это устройство на канале отдельная статья!
Торпедное вооружение состояло из трёх подводных 533-мм торпедных аппаратов с общим боезапасом из двенадцати торпед. Два бортовых находились в отсеке на трюмной палубе в районе траверзной переборки перед барбетом башни «А». Был также один кормовой торпедный аппарат, который позже сняли.
Бронирование «Ориона», по сравнению с «Колоссусом», было усилено. Борт защищался тремя поясами общей высотой 6,25 м. Формально он состоял из двухуровневого главного и верхнего поясов. Нижний главный броневой пояс из цементированной крупповской брони получил толщину 305 мм и имел длину 104,9 м или 59,3 % длины корпуса. Его верхний край шёл на уровне средней палубы, а нижний край — на уровне нижней палубы, уходя под воду на 1,22 при нормальном водоизмещении. Пояс шёл от середины барбета носовой башни «А» до середины барбета кормовой башни «Y» и на всём протяжении имел постоянную толщину, без утоньшения в подводной части. Главный пояс заканчивался траверзными переборками, уходившими под углом к внешним частям барбетов концевых башен. В носу их толщина составляла 152 мм, в корме — 254 мм. В носовую оконечность главный пояс на длине 16,8 м продолжался поясом 152-мм толщины, заканчиваясь на 29 шпангоуте. Дальше он продолжался 14,8 метровым 102-мм поясом. На 15 шпангоуте он заканчивался 102-мм траверзной переборкой, не доходя до форштевня на 12,8 м. В корму главный пояс продолжался поясом толщиной 63,5 мм, заканчиваясь в 13,7 метра от ахтерштевня траверзной переборкой той же толщины.Над главным, между средней и главной палубами, шёл средний броневой пояс. По протяженности он был таким же, как и главный, но имел толщину 229 мм. Этот пояс заканчивался в районе траверзных переборок, уходя под углом к внешним частям барбетов башен «А» и «Y». В носу переборка имела толщину 152-м, а в корме — 254-мм. В носовой оконечности, так же, как главный, средний пояс продолжался поясами 152-мм и 102-мм толщины, заканчиваясь на 15 шпангоуте 102-мм переборкой. В кормовой части он продолжался поясом 63,5-мм толщины, также заканчиваясь в 13,7 метра от ахтерштевня.Верхний пояс располагался между верхней и главной палубами и имел толщину 203 мм. Он имел несколько меньшую длину чем главный, заканчиваясь в районе начала барбетов концевых башен. От него к серединам барбетов шли траверзные переборки. В носу 152-мм толщины, а в корме — 203-мм. Он не имел продолжения в нос и корму, но в носовой части по 15 шпангоуту шла 38-мм переборка.Горизонтальное бронирование было распределено между четырьмя палубами. Бронирование верхней палубы имело толщину 38 мм на участке между барбетами башен «А» и «Y». Бронирование главной палубы толщиной 38 мм начиналась на траверзной переборке по 15 шпангоуту и заканчивалось на траверзной переборке главного пояса в районе барбета башни «А». В кормовой части главная палуба также имела толщину брони 38 мм от переборки в районе барбета башни «Y» до кормовой траверзной 63,5-мм переборки. Бронирование средней палубы имело толщину 25,4 мм между барбетами башен «А» и «Y». Нижняя палуба, находившаяся ниже КВЛ, в носовой части от форштевня до 102-мм траверзной переборки имела толщину 63,5 мм, а дальше до траверзной переборки главного броневого пояса в районе барбета «А» имела толщину 25,4 мм. В кормовой части от траверзной переборки в районе башни «Y» до кормовой 63,5 мм траверзной переборки она шла толщиной 76 мм. За ней, до форштевня, над рулевым приводом, она была карапасной и имела толщину 102 мм.Лобовые и боковые стенки башен главного калибра имели толщину 279 мм. Кормовая плита имела толщину 203-мм. Передняя часть крыши имела толщину 102 мм, а задняя часть — 76 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм.Над палубой и в районе, не прикрытом поясом, внешние части барбетов башен имели толщину 254 мм, а внутренние — 229 мм. На уровне верхнего пояса внешние части барбетов — передний и зданий концевых башен и боковые бортовых, имели толщину 254 мм. Внутренние части барбетов на этом уровне бронировались 179-229-мм плитами. В районе, прикрытом средним поясом, толщина брабетов уменьшалась до 76 мм. Но внешние части барбетов концевых башен прикрывались изогнутыми по радиусу барбета траверзными переборками в носу 152-мм, а в корме 254-мм толщины. На высоте главного пояса бронирование в виде тех же 152-мм и 254-мм изогнутых по радиусу траверзных переборок имели только концевые башни.Носовая надстройка, в районе батареи 102-мм орудий, спереди и с боков защищалась 76-мм броней. А над казематом палуба имела толщину 25,4 мм. Кормовая батарея противоминных орудий защищалась только противоосколочными щитами.Боковые стенки носовой боевой рубки имели толщину 279 мм, крыша — 76 мм, а пол — 102 мм. Колпак боевой рубки имел толщину 102 мм. Стенки коммуникационной трубы имели толщину 127-мм. Расположенный в корме пост управления торпедной стрельбой имел стенки толщиной 152 мм и 76-мм крышу. Кожухи дымовых труб имели бронирование 25,4 — 38 мм.Сплошной противоторпедной броневой переборки не было. В районе погребов главного калибра были установлены 25,4—38-мм броневые экраны.
Номинальная мощность силовой установки составляла 27 000 л. с., что должно было обеспечить скорость в 21 узел. На испытаниях на мерной миле в Полперро все корабли достигшие мощности 27 000 л. с., достаточно легко превысили скорость в 21 узел( «Орион» со второй попытки после замены экспериментальных винтов на стандартные). Дальность плавания на скорости 17—18 узлов составила 4110 миль, а на 10-узловом ходу с использованием нефти — 6730 морских миль.
По штатному расписанию мирного времени экипаж составлял в 1911 году на «Орионе» 754 человека, на«Монархе» — 738 человек, в 1912 году на «Тандерере» — 738 и на «Конкероре» — 752 человека. В военное время экипаж увеличивался, и по состоянию на 1918 год составлял от 1090 до 1107 человек.
Корабли оснащались двумя параллельными балансирными рулями и обладали хорошей поворотливостью и небольшим радиусом тактической циркуляции .
При резком росте боевой мощи корабля и его защищенности,от ряда недостатков предыдущих конструкций избавиться не удалось. Значительным оставалось задымление носового КДП ,несмотря на то что на переднюю дымовую трубу выведено было всего 6 котлов вместо 12 у "Колоссуса". Боевая рубка была сдвинута вперёд относительно остальной носовой надстройки. Конструкция надстройки была неудачной. Штурманская рубка находилась напротив дымовой трубы и была слишком тесной,мостик был слишком узким. В дальнейшем всю конструкцию мостиков переделали, придя к двухъярусной галерее, на нижней части которой размещались прожектора .Противоминный калибр в 102 мм был уже явно недостаточен для подросших эсминцев.Подводная защита также была недостаточной-броневые экраны вместо сплошной противоторпедной переборки и продольная переборка из обычной стали не спасали от подводного взрыва. "Одейшеса" -из следующей серии подвело именно это при подрыве на мине.
В целом линкоры типа "Орион" стали родоначальниками подкласса сверхдредноутов и поводом для нового витка морской гонки вооружений,остановившейся только на 460 мм пушках "Ямато".
Боевой путь "Орионов" будет в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам