Найти тему

Ракетные проекты III Рейха. "Бункер Эперлек".

7 июля 1943 года Гитлеру был показан демонстрационный фильм, рассказывающий об испытании нового оружия – ракет Фау-2. Впечатлённый открывшимися возможностями, фюрер, впал в припадок исступлённого бешенства: – «Вот что мне надо – полное уничтожение! Полное уничтожение!» Пользуясь случаем, представители промышленности немедленно доложили фюреру, что строительство мощных подземных пусковых ракетных комплексов уже развёрнуто в Северной Франции в местечках Ваттон, Визерне и Экердревиль. Правда сама схема боевого применения ракет тут же вызвала жаркие схватки между военными и специалистами-производственниками.

Размещение позиций и складов Фау 1 летом 1944 г.  1 – 155-й зенитный артиллерийский полк; 2 – 65-й армейский корпус. 3 – подземные стационарные склады, 4 – защищенные стартовые позиции, 5 – район полузащищенных стартовых позиций (показан штриховкой)
Размещение позиций и складов Фау 1 летом 1944 г. 1 – 155-й зенитный артиллерийский полк; 2 – 65-й армейский корпус. 3 – подземные стационарные склады, 4 – защищенные стартовые позиции, 5 – район полузащищенных стартовых позиций (показан штриховкой)

Особенности боевого применения ракет Фау-2 не позволяли разместить пусковые комплексы в глубине Германии. Радиус действия ракет составлял всего лишь 320 км. Кроме того, в качестве одного из компонентов ракетного топлива использовался крайне летучий жидкий кислород (из 9 тонн, при транспортировке до места назначения, терялось 4 тонны). Так что, с технической точки зрения, наиболее оптимальным было осуществлять запуск ракет с защищённых стационарных позиций, располагающих собственными мощностями для производства жидкого кислорода, что обеспечивало максимально быстрый темп стрельбы. Однако возводимые объекты были слишком заметными, что делало их крайне уязвимыми для воздействия вражеской авиации. Поэтому при строительстве пусковых комплексов инженеры планировали применить успешный опыт постройки и эксплуатации массивных бетонных бункеров для подводных лодок на базах Кригсмарине.

В свою очередь, представители армейского командования крайне скептически относились к заявленным возможностям стационарных пусковых комплексов. Военные доказывали, что сейчас не 1941 год, и обеспечить надёжное прикрытие объектов с воздуха невозможно. Бункеры любой защищённости не выдержат интенсивных бомбардировок, а если и выдержат, то пуски ракет будут до крайности затруднены. Запуск ракет должен производиться при помощи мобильных пусковых установок с полевых позиций. В этом случае врагу будет исключительно трудно после запуска определить место старта. После каждого залпа подвижные батареи могут менять своё местоположение, не оставляя ничего, на что стоило тратить бомбы. Но и эта схема применения ракет имела ряд недостатков. Изделия оказались крайне зависимы от погодных условий. При хранении ракет на временных полевых позициях отмечались множественные отказы механизмов и систем, что уменьшало вероятность успешного запуска. Кроме того, полевые позиции не могли обеспечить высокий темп стрельбы. Сборка и предстартовая подготовка ракет в поле производились крайне медленно.

Бункер Эперлек. Современное состояние. В настоящее время на объекте размещён музейный комплекс.
Бункер Эперлек. Современное состояние. В настоящее время на объекте размещён музейный комплекс.

Точку в споре поставил Гитлер. Бункеры были любимыми сооружениями фюрера. Полностью захваченный идеей грандиозного строительства, он одобрил возведение гигантских заглублённых автономных бункеров, каждый из которых представлял собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для сборки, предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет. Кроме того Гитлер дополнил своё решение объяснением: объекты будут привлекать вражескую авиацию, чем больше на них будет сброшено бомб, тем меньше достанется Германии.

По своей конструкции пусковой комплекс должен был состоять из кислородного завода, хранилища жидкого кислорода, залов сборки и предстартовой подготовки ракет, подземной электростанции, центра контроля и стартовых позиций. По сути, бункеры должны были представлять предприятия, обеспечивающие запуск до 54 ракет в сутки.

Обслуживание объектов должно было производиться личным составом стационарного дивизиона 91-го артиллерийского командования входившего в 65-й армейский корпус специального назначения. Бункеры должны были быть тщательно замаскированы и прикрыты плотной системой противовоздушной обороны.

Защищённый стационарный пусковой комплекс ракет Фау-2 в Ваттоне («бункер Эперлек», объект KRAFTWERK NORDWEST)

Схема стационарного пускового комплекса
Схема стационарного пускового комплекса

Строительство стационарного пускового комплекса было начато в феврале 1943 года. Для возведения объекта было привлечено около 6 тыс. военнопленных и узников концентрационных лагерей.

Основная часть пускового комплекса представляла собой мощное железобетонное сооружение с размерами сторон 95 на 75 метров и высотой 28 метров. Стены и крыша по личному распоряжению фюрера достигали толщины 7 метров и изготавливались из специального фортификационного железобетона. Такая толщина позволяла с запасом выдержать прямое попадание авиабомбы массой до 1000 кг. В дополнение, по завершении строительства, комплекс должен был быть обвалован, верхний ярус бункера по проекту располагался на глубине около 6 метров под землёй.

Внутри сооружения были размещены кислородный завод производительностью 50 тонн жидкого кислорода в сутки, ёмкости на 150 тонн для хранения кислорода, зона сборки и обслуживания ракет, казарма, столовая и медпункт. Центральная часть комплекса могла вместить до 108 разобранных ракет.

С севера к основному сооружению примыкала подземная железнодорожная станция. В ней должна была производиться разгрузка эшелонов, доставлявших ракеты, боеголовки и ракетное топливо. Станция соединялась железнодорожной веткой с ближайшей автострадой, что позволяло обеспечить быструю и эффективную доставку грузов. После разгрузки ракеты на транспортёрах перевозились по тоннелям в залы сборки и предпусковой подготовки, где собирались, снаряжались, устанавливались в вертикальное положение и заправлялись топливом. Заправленные ракеты по тоннелям выдвигались на стартовые позиции. Запуск ракет контролировался с командной башни, вынесенной на крышу сооружения.

Для обеспечения работы комплекса, к северу от бункера, была возведена подземная электростанция мощностью до 1,5 Мвт. Кроме того, в целях обеспечения контроля полёта ракет, южнее комплекса (у Сент-Омера) был развёрнут радар «Вюрцбург», который позволял операторам отслеживать начальную траекторию полёта ракет, повышая точность наведения.

Последствия бомбардировок. Часть комплекса была буквально стерта с лица земли.
Последствия бомбардировок. Часть комплекса была буквально стерта с лица земли.

В апреле 1943 года расположение объекта было вскрыто английской авиаразведкой. Фотографии огромного котлована и вырытых траншей указывали на ведение какого-то масштабного строительства. Несмотря на то, что англичане так и не поняли предназначение объекта (имел ли он отношение к «оружию возмездия» или являлся защищённым командным пунктом «Атлантического вала»), стройку, на всякий случай, внесли в список приоритетных целей для бомбардировочной авиации.

27 августа 1943 года около 200 «Летающих крепостей» Б-17 нанесли удар по строительной площадке, высыпав на объект около четырёхсот тяжёлых 910-кг авиабомб. Результаты налёта были катастрофические. Железнодорожная станция была стёрта с лица земли. Не успевший полностью застыть бетон был буквально перемолот авиабомбами и, застывая, превратил всю северную часть комплекса в сплошное месиво из бетона и первоклассной конструкционной стали.

Внутренние помещения музейного комплекса (современное состояние).
Внутренние помещения музейного комплекса (современное состояние).

После обследования стало ясно, что комплекс безвозвратно потерял своё значение как стартовая позиция, но его можно было достроить и использовать для производства жидкого кислорода. Предполагалось оставить развалины нетронутыми, чтобы с воздуха казалось, что объект превращён в руины и заброшен. Для защиты от возможных бомбардировок инженерами «организации Тодта» была предложена новая технология строительства. Работы начали с заливки защитной бетонной крыши. В дальнейшем перекрытие приподнималось при помощи гидравлических упоров, по мере возведения наружных стен. Таким образом, было выстроено здание высотой 28 метров.

Однако постоянные авианалёты вынудили немцев отказаться от дальнейшего использования комплекса. Тяжёлые авиабомбы не могли пробить бетонное перекрытие, но близкие взрывы срывали с фундаментов монтируемое оборудование. Опасаясь самопроизвольного подрыва, от запуска кислородного завода отказались, бункер стал полностью бесполезным. Функции по запуску ракет были переданы новому проектируемому объекту, получившему название «купол Визерне».

Друзья! В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о Второй Мировой войне:

ПРИБОРЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ В ВЕРМАХТЕ

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ ЛЮФТВАФФЕ. ОПЕРАЦИЯ "БОДЕНПЛАТТЕ"

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

КАК НЕМЕЦ САМ СЕБЯ ПЕРЕХИТРИЛ

ВЕРМАХТ. ОТ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ К ЛОШАДИ И ВЕЛОСИПЕДУ

КАК НЕМЦЫ ДРУГ У ДРУГА ТАНКИ ВОРОВАЛИ

-6

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.