Анонимные Алкоголики [АА] - это международное содружество по взаимопомощи, насчитывающая более 2 миллионов человек по всему миру. Оно стремится помочь людям "оставаться трезвыми, а другим алкоголикам достичь трезвости". Несмотря на то, что исследования его эффективности были противоречивы, содружество АА оказало значительное и долгосрочное влияние на культуру Штатов.
Одним из малоизвестных аспектов истории этой чрезвычайно популярной терапии, и свидетельством междисциплинарной природы здоровья и благополучия, является влияние швейцарского психиатра Карла Густава Юнга.
Сообщество AA было основано в 1935 году Уильямом Уилсоном и Робертом Смитом в Акроне, штат Огайо.
Спустя годы, Уилсон написал Юнгу письмо, в котором признал его роль решающую в основании нашего «Товарищества». Необычное влияние Юнга произошло в значительной степени благодаря его неудачному обращению к Роулендому Хазарду, инвестиционный банкир и бывший сенатор штата из Род-Айленда, который в конце 1920-х годов обнаружил, что все глубже погружается в неконтролируемое употребление алкоголя. По словам Уилсона, Хазард «исчерпал все способы лечения от алкоголизма», когда консультировался с Юнгом.
Согласно переписке, между Хазардом и его двоюродным братом, лауреатом Пулитцеровской премии поэтом Леонардом Бэконом (который сам является пациентом Юнга), Хазард ежедневно проводил сеансы с Юнгом в Цюрихе в течение нескольких месяцев и бросил пить.
Тем не менее, после рецидива алкоголизма во время поездки в Африку, его двоюродный брат привез Хазарда к Юнгу в качестве «суда последней инстанции» в 1928 году. Во время этой второй аналитической серии Юнг объявил Хазарда хроническим алкоголиком и заявил, что ничего нет больше, что психиатрия или медицина могла бы сделать для него.
Юнг сказал, что есть только одна надежда: иногда алкоголики могут выздороветь, испытав какое-то религиозное обращение. Однако он предупредил, что восстановление из-за изменяющего жизнь «жизненного духовного опыта» было относительно редким.
Врачу может показаться странным назначать духовный опыт, но это согласуется с опытом и интересами Юнга. Отец Юнга и несколько его дядей были священнослужителями, а его мать сообщила, что у нее «второе зрение», и сказала, что ее посещали духи ночью. После того, как Юнг получил степень доктора медицины в 1902 году и поступил в психиатрическую больницу Цюрихского университета, он лечил многих сложных пациентов с проблемами, связанными с алкоголем.
Прогноз Юнга настолько потряс Хазарда, что он искал Оксфордскую группу, христианское евангельское движение, активно действующее в Европе и США в 1920-х и 30-х годах. Похоже, что связь Хазарда с Оксфордской группой дала опыт обращения, который Юнг прописал, потому что он вскоре бросил пить. Хотя реформирование алкоголиков не было главной целью Оксфордской группы, Хазард решил посвятить себя служению таким алкоголикам, как он, в надежде, что другие могут извлечь выгоду.
Хазард и двое других членов Оксфордской группы поехали в Вермонт летом 1934 года, когда услышали, что знакомый Эдвин “Эбби” Тэчер, алкоголик на всю жизнь, был заключен в тюрьму и находился под угрозой институционализации. Трое мужчин разыскали его и поделились своим опытом восстановления Оксфордской группы. Тэчер был выпущен на попечение и вскоре присоединился к Оксфордской группе, где у него был первый за долгие годы период трезвости.
После пары месяцев трезвости и действуя в соответствии с основным принципом евангелизации, Тэчер призвал самого разрушительного из всех, кого он знал более 20 лет, его старого друга и собутыльника, Билла Уилсона. Как и Хазард, Уилсон был биржевым маклером в Нью-Йорке, но тяжелое состояние экономики США в 1930-х годах в сочетании с прогрессирующим серьезным злоупотреблением алкоголем оставило его безработным. Он провел большую часть своих дней дома, выпивая джин, и был госпитализирован четыре раза из-за связанных с алкоголем состояний в 1933-34гг.
В конце ноября 1934 года Тэчер посетил Уилсона в его квартире в Бруклине. К удивлению Уилсона, его старый друг отказался присоединиться к нему в напитке, сказав что-то вроде:
«Мне это не нужно, я получил религию».
Затем Тэчер рассказал свою историю спасения от институционализации трио Оксфордской группы, и рассказ Юнга, сообщение о жизненном духовном опыте. Он также объяснил метод признания недостатков Оксфордской группы, признания поражения, получения помощи от «высшей власти», реституции и предоставления услуг другим; Рекомендованный Юнгом тип обращения был результатом.
Позже Уилсон приехал в Голгофскую церковь на Манхэттене, чтобы убедиться в этом. Когда он прибыл, он был очень пьян, поэтому Тэчер и другие предложили ему кофе и тарелку с фасолью, чтобы протрезвить его. То, что Уилсон услышал в церкви, должно было, дать ему надежду, тем же вечером он пришел домой, говоря своей жене, что нашел способ оставаться трезвым.
Когда на следующее утро Уилсон снова начал пить, он отправился в городскую больницу для лечения наркомании и алкоголизма. Три дня спустя Тэчер пришел в гости, и по просьбе Уилсона еще раз обрисовал методы Оксфордской группы. После ухода Тэчера, депрессия Уилсона усилилась, и он в отчаянии обнаружил, что просит о помощи Бога. Уилсон сообщил, что комната осветилась большим белым светом, и он испытал пугающий экстаз. Он описал «новый мир сознания Бога и Его мира». После выписки из больницы он больше никогда не пил.
Летом 1935 года Уилсон находился в довольно неудачной командировке в Акроне и осознал опасность рецидива. Поэтому он спросил местную Оксфордскую группу о любых алкоголиках, с которыми он мог поговорить на месте, и был направлен к Роберту Смиту, хирургу, который посещал местные собрания в течение двух лет. Двое мужчин долго и интенсивно беседовали, после чего Смит бросил пить и пригласил Уилсона остаться у него дома. В то время Смит впал в рецидив, но затем он выпил свой последний напиток 10 июня 1935 года, дата, отмечаемая как годовщина основания АА. К 1939 году движение Уилсона и Смита отделилось от Оксфордской группы, и АА стала независимым сообществом.
Уилсон снова написал Юнгу в марте 1961 года, но он так и не получил ответа, потому что Юнг был неизлечимо болен и умер в июне того же года. В этом письме Уилсон рассказал о том, как в начале истории АА он и другие члены читали «Современного человека Юнга в поисках души» (1933г.) и связывали свой личный опыт с его сочинением. Уилсон сказал Юнгу:
«Ваши слова действительно носили авторитет, потому что вы, казалось, не были ни теологом, ни чистым ученым. Поэтому вы, казалось, стоите с нами в той ничейной стране, которая лежит между ними… Вы говорили на языке сердца, который мы могли понять».
Юнг, Уилсон и Смит вновь включили духовное измерение в терапевтический процесс. Спустя десятилетия большая часть психотерапии все еще сопротивляется этому, хотя Генеральный хирург США объявил эффективными 12-ступенчатые группы взаимопомощи, такие как АА. И все же некоторые признают важность духовности в процессе выздоровления, и ценность работы Юнга по интеграции духовности и здоровья человека.