Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление и вызвало множество споров. Более того, историки и по сей день продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.
Однако, чтобы там не говорилось и не доказывалось, более ста лет спустя мы молча застываем перед ней и начинаем размышлять о жизни и задумываться о смерти...
В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее.
Нечто большее, чем художник
Василий Васильевич Верещагин, о котором Иван Крамской скажет, что он «непросто художник, а нечто большее», наиболее известен любителям искусства как художник-баталист.
Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, но служил недолго. Любовь к творчеству берет верх и он поступает в Петербургскую Академию художеств, затем продолжает обучаться живописи в Париже.
В 1867 году юный Верещагин по приглашению генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфман отправляется сопровождать его в качестве художника, ему присваивается звание прапорщика. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…», — напишет он позже.
Именно здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», где изображает не только природу, сцены быта жителей Средней Азии и батальные сцены. Есть в ней и моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Потом эту серию приобретают братья Третьяковы для своей коллекции и зрители всегда надолго задерживаются возле его картин в восхищении.
Надо сказать, что находясь на войне Верещагин не просто созерцает происходящее, дабы потом запечатлеть его на бумаге. Довольно часто ему приходится откладывать в в сторону карандаш, брать в руки ружье и участвовать в боях. К слову, он вместе с небольшой горсткой солдатами и офицеров выдерживает осаду Самарканда восставшими жителями. Естественно, его храбрость не остаётся без внимания. За боевые заслуги Василися Верещагина награждают орденом Св. Георгия IV класса, который потом носит с гордостью всю жизнь.
В 1871 году художник возвращается из Туркестана и уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами.
Итак, в окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в Петербурге и Москве.
Следует отметить, что ряд батальных картин был объединён художником в серию под названием «Варвары». Поначалу картина «Апофеоз войны» входила именно в неё, однако потом её стали воспринимать как самостоятельное произведение.
Сюжет
В принципе, сюжет довольно страшен. На полотне на фоне разрушенного города и обугленных деревьев изображена пирамида из человеческих черепов, сваленная на раскалённый песок.
Стаи голодных хищных ворон, которые традиционно считаются в искусстве символом смерти, кружат над этим жутким сооружение, кажется, что до слуха доносится их жадный клёкот…
Всe детали полотна, в том числе серовато-жёлтые тона, которые мастер использует при написании, символизируют смерть и опустошение и передают умершей природы. Ясное синее небо только подчёркивает это.
Даже неопытный в искусстве человек сразу понимает — художник своим «Апофеозом войны» в символичной форме пытается донести до зрителя об ужасах войны, которая приносит только горе, уничтожение, разрушение.
Описывая жанр картины, Василий Васильевич несколько мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт.
Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» становится одной из ключевых работ серии.
Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:
«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»
Несколько версий создания картины
Мало кто знает, что изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.
По другой версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Согласно третьей, картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль, которые можно рассмотреть на черепах красноречиво свидетельствуют — Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Имеется ещё одна версия, так же связанная с Тамерланом. Говорили, что Верещагин изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве.
Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид.
Однако эта, пусть и интересное предположение совершенно не перекликается с самим названием картины.
Картины Верещагина предлагали сжечь
«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику как в России, так и за рубежом. Один прусский генерал даже уговаривал императора Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние».
Императорский двор и вовсе счёл батальные полотна художника, а эту в первую очередь, порочащими русское воинство. Великий князь Александр Александрович, через некоторое время он взойдёт на престол под именем императора Александра III, и вовсе выразится очень оскорбительно:
«Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».
Как не удивительно, но все эти высказывание не помешали Императорской академии художеств через месяц присвоить Верещагину звание профессора, от которого он категорично отказался.
Художник, погибший на войне
Василий Верещагин довольно много путешествует. Результатом всех этих поездок по Индии, Сибири, Палестине, Сирии становятся картины, которые выставляет на выставках. В 1904 году он отправляется на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.
31 марта на борту броненосца «Петропаловск» под командование знаменитого адмирала Степана Макарова отправляется в Порт-Артур. Неожиданно корабль подрывается на мине и вся команда и художник, который больше всего в жизни любил мир, погибают…
Публикация по теме