Найти тему

Черкесы. Что за удивительный кавказский народ?

Оглавление

Черкесы и их близкие родственники, убыхи, все называют себя "Адыгеями". Первоначально они населяли территорию Северо-Западного Кавказа, хотя после русского завоевания 1864 года полностью половина из них эмигрировала в Османскую империю. Сегодня они живут не только на своей родной земле, но и в Турции, Сирии, Иордании, Израиле и Югославии.

В Адыгее они делят свою территорию с украинцами; в Карачаево-Черкесской Республике-с украинцами, тюркскими карачаями и северокавказскими абазами; в Кабардино-Балкарской Республике-с великороссами и тюркскими балкарцами.

В некоторых племенах многие люди имеют голубые глаза и светлые или рыжие волосы, в то время как другие имеют темные волосы. Некоторые группы проявляют склонность к длинным орлиным лицам и долихоцефальным головам, в то время как другие склонны к круглым лицам и брахицефалии.

-2

Черкесский язык делится на консервативный западный или Кяхский, и Восточный, Кабардинский.

Родиной черкесов была Курганная культура бронзового века, ныне отождествляемая с Протоиндоевропейцами. Не исключено, что предки Черкесов сами принимали участие в этой Курганной культуре, ибо можно предположить весьма отдаленные лингвистические связи между Прото-индоевропейскими и северо-кавказскими языками.

За всю свою историю черкесы, по-видимому, были покорены только трижды: во-первых, тюрками-Кеками, первой тюркской империей, во-вторых, монголами и, наконец, русскими. Когда в XVI веке один из кабардинских дворянских родов, Темрюк, установил тесные связи с русским двором, черкесы не рассматривали этот союз как акт подчинения. Тем не менее, когда царские имперские амбиции привели русские войска на Кавказ в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, кабардинцы не оказывали длительного сопротивления, в то время как их родственники на Западе сражались—сначала с Османской поддержкой, а затем самостоятельно—до 1864 года, через пять лет после того, как свирепые дагестанцы и чеченцы сдались.

-3

После поражения, полностью половина Черкесов-включая многих кабардинцев и всех убыхов, а также всех "бойцов", племя неопределенной принадлежности—искали убежища в Османской империи. Там они были рассеяны по самым отдаленным, наименее желанным районам, где многие умирали от голода и болезней. Эта эмиграция была критической ошибкой, поскольку в Османской империи и ее государствах-преемниках они знали столько же репрессий, сколько и их соотечественники, которые остались позади.

Черкесы в Советском Союзе подверглись принудительному переселению на колхозы и в новые деревни в низинах. Традиционные жилищные стили были заменены стандартными советскими сельскими кирпичными домами с небольшими участками вокруг них.

-4

Черкесы традиционно занимались земледелием и животноводством. Они выращивали различные злаки (просо, кукурузу, пшеницу, рожь), фрукты, овощи и орехи. Они разводили кур, коров, овец, коз, свиней, и особенно лошадей. Многие семьи были известны своими породами лошадей, и мастерство в верховой езде высоко ценилось. Они также практиковали пчеловодство, производя мед и медовуху.

Браки традиционно основывались на любви или интересе со стороны как мужчины, так и женщины до тех пор, пока наблюдалась экзогамия за пределами клана и оба члена считались адыгами. Черкесы женились поздно, обычно в возрасте около тридцати лет. Церемония состояла из ночного похищения, причем молодому человеку помогали его друзья и семья невесты, предлагая символическое сопротивление и преследование. На самом деле, мужчина заранее платили выкуп за невесту.

-5

Детей учили быть уважительными, особенно к пожилым людям. Мальчиков учили гордиться как своим кланом, так и своим социальным положением, проявлять мужество и выносливость, а также учиться владению оружием и верховой езде. Девочек учили быть сдержанными, соблюдать домашний этикет и правила поведения, быть грациозными и хорошо разбираться в средствах и способах лечения. Девочек учили быть заботливыми и щедрыми хозяйками. Девушкам брачного возраста предоставлялась отдельная приемная, в которой они могли принимать молодых людей.

Правила этикета у Черкессов были чрезвычайно важны. По натуре этот народ очень гостеприимен, но осторожен в своих выражениях. Любое слово, сказанное не в благоприятной обстановке, могла привести к кровной обиде.

Кровная месть у Черкесов, в свою очередь, проистекала из хабзы (обычая, закона), согласно которому любая смерть, причиненная члену другого клана, независимо от того, была ли она преднамеренной или случайной, должна была быть отомщена соответствующей смертью. Женщины, как правило, были вне кровной мести.

Черкесы были мусульманами-суннитами в течение последних трех или четырех столетий, хотя уже в первой половине девятнадцатого века некоторые из лесных абадзехов, по-видимому, сохранили форму христианства.

Грузинские евреи. Что за народ такой?

Подписывайтесь на канал Разные мы - планета одна! 🌏