Чувашский мыс является ключевым местом на котором определилось будущее расширение России на восток. Именно на этом месте 23 (26) октября 1581г. произошло знаменитое сражение казацкого атамана Ермака и сибирского правителя Хана Кучама.
У многих людей возникает справедливый вопрос, почему "Чувашский мыс" и связаны ли с ним современные чуваши? Попробуем разобраться!
Главный источник топонимики находится в сборнике "Сибирские летописи" в которую входят Ремезовская, Есиповская и Строгоновская. В данном источнике сорок четыре раза упоминаются топонимы Чувашского мыса, как Чувашская гора, Чувашский городок, Чувашский град, Чувашево и тп. Так же есть другие названия Чуваший мыс, Подчуваший мыс, Потчеваш, что используются в научных кругах.
То, что на Чувашском мысу уже были поселения доказывают археологические раскопки М.С. Знаменского в 1879г. Найденные металлические предметы и наконечники стрел относились именно к остяцкому быту.
Следующие раскопки велись с 1970 по 1994 гг. Данная археологическая работа подтвердила наличие угорского городища на территории мыса, но к 1582 г. к приходу новых племен и народов городище уже тогда было утрачено и это место выглядело примерно так как и сейчас.
Отсюда появилась теория, что чувашей в Сибири быть не могло и название нужно переводить с остяцкого языка, говорит историк П.А. Словцов.
Археолог В.И. Мошинская выдвинула теорию о том, что название "потчеваш" могло произойти от двух слов остяцкого происхождения, «пеш», «печ» (хант.) – «олененок» и «вож» - «городок».
М.С. Знаменский выдвинул теорию что"Под чуваш" переводится как "олений городок".
Данная теория имеет право быть, но многие её не поддерживают и утверждают, что Чувашский мыс имеет название именно от народа "чуваш" и приводят свои доказательства.
В.Д. Дмитриев говорит о том, что Ремезовские летописи утверждают, что на мысу был возведен городок для воинов чувашей, где они и проживали что и дало название:
- Перевод Ремезовских летописей: Во второй год, отправившись в Казань, Кучум взял в жёны дочь казанского царя Мурата, а с ней множество чувашей и абызов, и русских пленников, и приехав на Сибирку, жил в почёте.
Есть другое изречение в летописях, где прямо указывается на присутствие чувашей
- Перевод Ремезовских летописей : "Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли, у чувашей было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молился со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно.
Утверждение П.А. Словцова, что чуваши в Сибирской истории не присутствуют имеет чёткое опровержение.
В научном труде "История Сибири" Г.Ф. Миллер обратил внимание на чувашскую топонимику.
- Этот городок был заселён, по всей вероятности, чувашами, которых хан когда-то вывез из Казани. (Миллер Г.Ф. История Сибири.)
- Перевод из Сибирской летописи: "Собранные войны чуваши, казачьи орды, вогулы, остяки и все татары спустившись Кучум из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу на встречу Ермаку."
Димитриев В.Д. решил поставить точку в данном вопросе и при изучении сибирских летописей сделал вывод, что служилые чуваши были отправлены казанским ханом Сафа-Гиреем в 1520 г. в Сибирь и был построен городок на мысу, что и дало название. Из за того что городок существовал не долго, археологических находок татарского периода было не много.
Это не все утверждения "за" и "против", но всё-же более весомые аргументы имеют в сторону чувашской теории происхождения , чем остяцкой. То, что благодаря чувашам живущем в городке, назван данный мыс вызывает мало сомнений.
Какое отношение татары имеют к Татарскому проливу, читайте здесь!
Яндекс.Дзен стал таким большим, что в нем легко затеряться. Подписывайтесь, чтобы не потерять все новости канала!Так же вступайте в группу в ВК.