Многие почему-то думают, что буддисты смерть считают большим праздником. Это не так. Действительно, есть народы и религии, которые в последний путь близких провожают песнями, танцами и всячески за них радуются. Такая традиция существует, например, на Бали, а также в некоторых станах Индии.
А в Таиланде к смерти относятся почти так же, как у нас. Если усопший прожил долгую жизнь, ушел после длительной болезни – его оплакивают с тихой грустью, но без драматичных сожалений. Когда умирает молодой человек или ребенок – это все-таки драма, во всяком случае, для его родных. Провожают ушедших с почетом (вне зависимости от их возраста и заслуг), соблюдая религиозные ритуалы и твердо помня, что смерть – одновременно и конец жизни, и ее начало.
У умершего, согласно буддистским представлениям, после последнего вздоха есть три варианта развития событий:
· Мгновенное перевоплощение в следующий персонаж;
· Какое-то время пребывания в аду и потом, все-таки возврат в жизнь в другой телесной оболочке (не обязательно человеческой);
· Уход в нирвану, если тому есть весомые основания.
Лучшим, конечно, считается третий вариант, поэтому буддисты всю жизнь стараются набрать этих самых оснований побольше.
Однако у тайцев не принято веселиться по поводу кончины кого бы то ни было. Похороны обставляют деловито, по карману, практично и без истерик. В Таиланде не существует даже такого понятия, как сверхприбыльный похоронный бизнес или «похоронная мафия». На похороны люди тратят столько денег, сколько могут себе позволить, так что мафия тут не разживется.
Ритуальной частью занимаются монахи. Они в некоторых случаях принимают тела для ритуала прощания (от 1 до 9 дней), занимаются кремацией – почти в каждом монастыре есть крематорий. Жестких прейскурантов на услуги не существует, все делается на пожертвования семьи. Только кремация стоит денег – порядка 4000 бат в крупных городах, в провинции дешевле. Суть кремации – освободить дух покойного.
Прах пакуется в урну и выдается родственникам. Далее прах может храниться дома, быть развеянным над рекой или, если деньги позволяют, быть захоронен в специальной ступе (вроде колумбария). Места под ступы за отдельную плату предоставляют на своей территории храмы, но ступа может быть установлена и у дома.
Кремация – важный момент в представлениях буддистов о дальнейшей судьбе покойного. Например, в июне этого года общественность Таиланда потребовала кремировать тело известного тайского преступника и людоеда Си Куэя, поедавшего детей в 50-х годах пошлого века . Забальзамированное тело больше 60 лет было частью экспозиции музея судебной медицины. Петицию с требованием вернуть Си Куэю человеческое достоинство и похоронить в соответствии с традициями подписали более 10 тысяч тайцев.
В Тае живут не только буддисты, поэтому каждый хоронит близких по правилам своих религиозных традиций. Законодательно этот вопрос не регулируется.
Если тело никем не востребовано, заботу о нем берут на себя благотворительные организации. На 1 год тело хоронят на временном кладбище, а через год останки выкапывают, приглашают монахов и в процессе религиозной церемонии сжигают всех умерших за год скопом, не разбираясь, буддистом был почивший или кем иным.
Завершается официальный траур через 100 дней воздаянием последних молитв за усопшего и пожертвованиями в монастыри. И жизнь продолжается дальше.
Интересный факт: в Таиланде на похоронах улыбаются – одной из подходящих к случаю 13 разновидностей улыбок.
А вам не приходилось бывать на тайской церемонии прощания? Поделитесь впечатлениями.
Не забудьте подписаться на мой канал! Здесь будет много интересного.