📝 На создание этой статьи меня подтолкнул ряд вопросов со стороны читателей, оставленных в комментариях к статье "У паровоза нет гребня на колесах. Как же он держится на рельсах?".
🔰 Вообще тема паровозной тяги и паровых машин достаточно интересна.
Читайте также на канале:
Снятие в рельсах поверхностных напряжений (анимация процесса)
"Прожог" изолирующего стыка. Причины. Последствия.
Грузовой поезд тащит сошедший вагон на "брюхе" (видео).
"Разнос" дизельного двигателя тепловоза.
ℹ Конструкция паровозов имеет ряд технических тонкостей ввиду своеобразной передачи движущей силы от паровой машины к ведущим колесным парам экипажа.
Отличительно особенностью паровоза от эксплуатируемых ныне локомотивов является то, что ведущие колесные пары заключены в общую жесткую раму и соединены между собой сцепными дышлами.
Дышло - это "тяга" паровой машины, часть кривошипно-шатунного механизма, представляющая собой двутавровое или прямоугольное сечение, передающая возвратно-поступательные движения от цилиндров к ведущей колесной паре, а от нее к сцепным осям.
ℹ Дышла бывают тяговые и сцепные:
- ✅ тяговые передают усилие от цилиндров к ведущей оси;
- ✅ сцепные уже распределяют тягу по сцепным колесным парам.
Так вот, экипаж паровоза имеет цельную конструкцию. Но как же при такой конструкции он проходит неровности пути или стыки? И чем больше ведущих осей на паровозе, тем острее эта тема.
⚠ Ответ кроется в конструкции сцепного дышла.
Сцепное дышло имеет составную конструкцию с шарнирами.
Шарниры позволяют узлам сочленения дышла перемещаться в вертикальной плоскости относительно горизонтальных точек друг друга.
⬇ Ниже представлена анимация процесса работы шарнирных узлов сцепного дышла:
Если бы сцепное дышло было целиковой конструкцией, то от постоянно воздействующих ударов при движении по неровностям (стыкам, просадкам и перекосам пути), в узлах сочленения дышла с колесом, возникали бы динамические перегрузки. Ну и далее ➡ усталостные зоны с микротрещинами ➡ и как следствие хрупкий излом металла.
Понравилась публикация, ставьте палец вверх! 👍 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много интересного о железной дороге.