Абсолютно всё создаваемое в Третьем Рейхе искусство было подчинено пропаганде, будто то проза, поэмы, стихотворения. Оставалась лишь одна область, которую «третировали» не так сильно – это музыка.
Власть Германии не оказывала большого давления на создаваемую композиторами музыку. Это стало своеобразным обособленным культурным пространством для творцов.
Бесспорно, немцы сделали огромный вклад в музыкальное развитие. Многие композиторы (особенно в восемнадцатом столетии), написавшие музыкальный шедевр, были немцами. Германская Ляйд стала настолько же значимым произведением, как соната или симфония.
В девятнадцатом столетии тоже были выдающиеся музыкальные творцы, которые смогла не только прославиться во всём мире, но и оказать творческое влияние на него. Ими стали Мендельсон, Шуман и Вагнер. В конце девятнадцатого столетия Брамс писал гениальные и весьма красивые симфонии.
Следующий век претерпел многие изменения в музыкальной сфере. И эти изменения напрямую связаны с именем Шенберг.
Когда Адольф Гитлер пришёл к власти, то он сразу же назначил на должность главного пропагандиста Геббельса, чтобы тот нёс в народ нужную властям информацию.
Помимо этого, Геббельс должен был следить и за культурной деятельностью в государстве: на его плечах было радио, театры, кино, литература живопись и, конечно же, музыка, правда, как и говорилось выше, именно музыкальное творчество было не под жёстким давлением.
Фюрер буквально был влюблён в творчество Вагнера, поэтому исполнение его композиций, например, на концерте только поощрялись. А вот Мендельсон и Мейербер, к сожалению, пострадали, правда, не сами, а их творения, потому что эти люди относились к еврейской национальности. Их музыка в Третьем Рейхе была запрещена.
Также оркестр не имел никакого права исполнять творчество Хиндемита, которые на тот момент смог добиться успеха и славы, стать одним из лучших композиторов того времени.
Он не боялся проводить эксперименты с музыкой, наверное, поэтому его так горячо полюбила аудитория. Однако Гитлер не считал его творчество чем-то выдающимся.
Он считал, что музыка этого композитора декадентская, поэтому на концертах её исполнять было нельзя.
Стоило Гитлеру прийти к власти, как тут же все музыканты, которые были евреями, были изгнаны. Некоторым пришлось ради собственного спасения уехать из Германии. Среди них был Отто Клемперер – дирижёр и руководитель оркестра.
Помимо него, многие талантливые музыканты, которые не соответствовали «правильной» национальности или которые не желали принимать новый германский режим, переехали в другие страны. Этим самым они значительно обогатили культурную сферу других государств.
Однако не стоит говорить о том, что все-все музыканты поспешили покинуть Германию. Многие всё же предпочли остаться на родине. Композиторы полностью погрузились в творческий процесс, в то время как остальные деятели культуры пытались состряпать то, что было бы угодно режиму.
Давления также не испытывали те, кто получал от «вышки» разрешение на собственную деятельность.
Например, к таким людям относился дирижёр Фюртвенглер. Он не стал бежать из страны, сопротивляться новой власти. Скорее, он заключил с ними мир, чтобы на него не давили.
Однако полностью избежать давления ему всё-таки не удалось, потому что он активно пытался защищать творчество ненавистного Гитлером композитора Хиндемита. По крайней мере, за это его не арестовали, не убили, даже с должности не сместили. Он продолжал работать дирижёром.
Штраус тоже поддался режиму: поистине великий композитор прошлого века даже занимал одну из главных должностей Имперской музыкальной палаты, которая работала на новую пропаганду.
Некоторым музыкантам приходилось у самого Геббельса просить разрешение на выступления за пределами Германии.
Симфонические концерты в немецком государстве во все времена вызывали трепет. Многие люди собирались и до сих пор собираются в концертных залах, чтобы насладиться музыкой великих композиторов.
В Третьем Рейхе эта любовь не угасла, ценители искусства приходили послушать композиции девятнадцатого столетия. До 44-го года в основном концерты были посвящены музыкальному творчеству Вагнера.
На многих из них присутствовал сам Адольф Гитлер и остальная партийная верхушка.