Найти тему
Бог ЕГЭ

Как решать кубические уравнения и уравнения более высоких степеней?

Оглавление

Спойлер: никак.

Если вы школьник, то такие страшные вещи нужно, прежде всего, упрощать.

А уж потом думать, как найти корни у более простого уравнения.

У нас в арсенале есть всего два оружия в борьбе с уравнениями высших степеней - на два варианта развития событий

Когда всё не так уж плохо

  • Да, для кубических есть ФСУ и группировка, которые спасают школьников примерно в 55% случаев. Иногда возможна замена переменной:
-2

Всё очень красиво и просто. Казалось бы, что ещё нужно для счастья?

Но что вы будете делать, если вам попадётся вот такая страшилка?

3x⁴-2x³-8x²-x+2=0

Когда всё плохо

Скорой помощью в таких случаях является теорема Безу, сводящаяся к методу, также известному как "Метод деления многочленов в столбик".

Сразу скажу, что ещё есть достаточно известная "схема Горнера", и, если вы захотите, можете пользоваться и ей. Однако я не её фанат, а потому рассматривать её в данной статье не буду. На мой взгляд, гораздо легче посчитать, чем забивать себе мозг, запоминая кучу коэффициентов для таблицы.

Источник: https://infourok.ru/
Источник: https://infourok.ru/

Решать, впрочем, вам. Правильное использование различных алгоритмов ведёт к одному и тому же результату.

А мы начинаем освоение теоремы Безу (следствия из него, если уж быть совсем дотошным грамотным) с уже знакомого нам прекрасного уравнения четвёртой степени:

3x⁴-2x³-8x²-x+2 = 0

На самом деле ничего прекрасного в нём нет, потому что ни черта не понятно, как к нему подобраться, чтобы разложить на что-то более или менее удобоваримое.

Сейчас исправим!

Прежде всего мы:

1. Найдём корень многочлена

Как мы это сделаем?

Очевидно, пока у нас нет никаких средств, и мы можем воспользоваться только перебором корней. Нужно найти такое значение х, при котором равенство будет верным (0 = 0).

Только мы не будем перебирать и подставлять все значения от - ∞ до + ∞ , мы ж умненькие. Схитрим, обманем систему и ограничим нашу область поиска делителями свободного (от переменных) члена - в нашем случае это 2.

Число маленькое, делятся на него не так много чисел, и за это мы должны громко и от всей души поблагодарить Бога Математики. Согласитесь, если бы вместо 2 у нас было, скажем, 24345, было бы гораздо хуже.

А тут: ± 1; ± 2. Всего-то четыре варианта!

(1): 3 - 2 – 8 – 1 +2 = 0

-6 ≠ 0 - не подошло, едем дальше.

(-1): 3 + 2 - 8 + 1 + 2 = 0

0 = 0. Всё верно, даже остальные два делителя подставлять не пришлось!

Самое время задать вопрос, зачем на всё это нужно. Дело в том, что, по теореме Безу, многочлен P(x1) (P в нашем случае — 3x⁴-2x³-8x²-x+2 = 0, а х1 — наш подобранный корень -1) делится без остатка на (x-x1) (у нас — (x+1)), тогда и только тогда, когда P(x1)=0.

Нам важно, чтобы был именно результат без остатка. Почему — вы поймёте сейчас.

2. Собственно, делим.

Скобочки перед отрицательными элементами для удобства восприятия, на чистовике их писать не нужно
Скобочки перед отрицательными элементами для удобства восприятия, на чистовике их писать не нужно

Хотелось бы обратить внимание на несколько моментов:

а) Всё работает на уничтожение главного босса — сначала это 3x⁴, потом — -5х³ и далее по более низким званиям. Мы как бы стараемся превратить наш x в делителе в злобного двойника, только с противоположным знаком, в результате чего остаётся пустота.

б) Очень, очень внимательно со знаками!

Посмотрите, например, как выглядит второе действие, переведённое в строчку:

(-5x³-8x²)-((-5x³)-5x²) = -5x³-8x+5x³+5x² = -3x² (далее сносим )

Тут очень много минусов, и это может вас запутать. Лучше перепроверяйте на черновике действия в столбике, записывая их в строчку, как сейчас.

Ну, собственно, вот и наш ответ:

3x⁴-2x³-8x²-x+2 = (3x³-5x²-3x+2)(x+1)

Перемножаем между собой делитель и частное — и получаем красиво разложенный многочлен.

Кстати, наше частное аналогичным образом можно разложить уже до квадратного уравнения — попробуйте сделать это и напишите в комментариях, что у вас получилось!

Но что было бы, если бы нам не так сильно повезло? Бывали же, например, случаи, когда мы делили одно число на другое, и получали некрасивый ответ с остатком. Что будет здесь?

Допустим, есть многочлен Z, который при повторении алгоритма, приведённого выше, даст нам тот же делитель, то же частное и остаток 8.

Z = (3x³-5x²-3x+2)(x+1) + 8

Выглядит не очень, правда? А для дроби это вообще смерть в чистом виде — о сокращениях в числителе и знаменателе можно забыть.

Поэтому нам так важно соблюдение условия P(x1)=0. Надеюсь, вы уловили этот момент.

Думаю, на этом можно закончить с преобразованием рациональных выражений. Мы рассмотрели только самые сложные (как оказалось, не такие уж) и интересные моменты, а учить вас находить дискриминант я смысла не вижу, вы же у меня умные.

Куда больше проблем с корнями — уравнения из второй части с ними вообще вызывают прямо-таки ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ужас у некоторых будущих выпускников.

Но всё это поправимо, если вы нажмёте на кнопку подписки, чтобы не пропустить будущие материалы, связанные с корнями!

Наука
7 млн интересуются