Собака смотрела на меня широко раскрытыми глазами. Ее хвост вращался, как пропеллер, а весь вид выказывал удивление и восторг. «Вперед, вперед», – подбадривал я своего первопольного питомца. И он, внимая моей команде и своему инстинкту, подобно запущенному теннисному мячу, врезался в ивовый куст, из которого с квохтаньем и громким хлопаньем крыльев, сбивая капли утренней росы, «взорвался» тетеревиный выводок.
Оригинал статьи на сайте. Другие статьи об охоте и оружии на нашем канале в Дзене и сайте huntportal.ru
Кажется, что это было только вчера, а уже нет моего верного друга и помощника рыже-пегого русского спаниеля Арчи, а пришедшая ему на смену дратхаар Гуля отмеряет второй десяток. Уже заросли вырубки и поля, на которых мы проходили школу охоты на тетеревов, а накопленный за прошедшие годы опыт используем теперь совсем в других местах и делимся им с друзьями. Много воды утекло с тех пор, но страсть к осенней охоте по тетеревиным выводкам осталась.
Мне повезло. Я начинал охотиться в то время, когда тетерев-косач еще не относился к лицензионным видам дичи. Когда, приезжая на осеннюю охоту по перу, в охотничью путевку помимо другой дичи просто вписывали еще и количество разрешенных к добыче тетеревов за день охоты. Поэтому мы охотились в свое удовольствие – на зависть местным охотникам и друзьям, не держащим собак. Наш день начинался ранним утром, когда солнце только вставало и утренняя роса серебрила траву. Охота начиналась практически у порога дома, поскольку прямо за деревней и по краю окрестных полей очень любили «пастись» выводки тетеревов. Но интереснее всего она получалась тогда, когда на полях сеяли клевер. По такому полю можно было ходить и час, и два, в зависимости от его размера, находя то один, то другой выводок, разбежавшийся на утренней кормежке.
Жизнь тетеревиного выводка полна неожиданностей и опасностей. Тетерева полигамны, и косачи никоим образом не участвуют в воспитании своего потомства, поэтому все труды ложатся на тетерку. Вылупившиеся в июне тетеревята, как цыплята домашних кур, тут же выбираются из гнезда и вместе с матерью кочуют по полям и лесам, находя пропитание в окрестностях и прячась от невзгоды под маминым крылом. Так продолжается, пока они не сменят пух на крепкое перо и не достигнут размеров взрослых птиц. Случится это ближе к осени, когда выводки разобьются, птицы перелиняют, сменив, как уже говорилось, детское перо на взрослое, и станут более осторожными. К моменту же открытия охоты – как правило, в первой половине августа – они все еще держатся выводками. Самочки, уже очень похожие на тетерку-мать, но помельче, и молодые линяющие петушки, которые стремятся держаться особняком. В зависимости от погодных условий выводки могут насчитывать от двух-трех до десяти птиц. Как правило, если лето было дождливым и прохладным, до осени доживают немногие тетеревята, большинство погибает от сырости и холода. Если же лето было жарким, то выводки бывают большими, а охота – удачной.
В поисках выводков тетеревов я заметил интересную особенность, о которой потом прочитал и в «Охотничьем календаре» Сабанеева. Тетерева, добытые в лесу на вырубках, были значительно крупнее, чем те, которых мы добывали на полях. Они не только были больше, но и выглядели явно взрослее. Сабанеев подводит под это идею о разных подвидах тетеревов, но, скорее, здесь сказывались более ранние кладки, а значит, и более ранние выводки, а также лучшая кормовая база. Хотя не берусь судить – пусть этим занимаются профессиональные охотоведы и орнитологи, а охотнику важно просто знать об этих особенностях и не удивляться такой сильной разнице.
– Но что же такого особенного в этой охоте за тетеревиными выводками? – спросит меня неискушенный читатель. – Чем она интереснее любой другой охоты?
Да, собственно, ничем таким особенным. Хотя, если хорошенько разобраться, то одни из нас любят читать детективы, а другие – исторические романы, одним нравится классическая музыка, а другим – народная. Так же и здесь. Но в этой охоте есть одна замечательная особенность – это единение человека и собаки, без которого охота по тетеревиным выводкам просто невозможна. Каждый из этой пары играет в ней свою роль, и если хотя бы один ошибается, то охота может быть испорчена.
Почему в средней полосе России охотятся осенью на тетеревов только с собаками легавых пород и спаниелями? Да потому, что без них эта охота просто теряет смысл. Именно собака благодаря своему чутью и природной страсти способна найти кормящийся выводок, который затаивается, заслышав приближение охотника с собакой. Конечно, найти тетеревов могут и лайка, и терьер, и дворняга, но аккуратно подвести охотника к затаившемуся выводку, да так, чтобы не распугать его, и самим поохотиться, и хозяину дать такую возможность, могут только легавые и спаниели. Легавые – благодаря врожденной стойке и потяжке, а спаниели – благодаря своему не очень широкому поиску и умению работать накоротке в постоянном контакте с хозяином.
Мое знакомство с тетеревами началось с окрестностей небольшой деревни, расположенной между городами Вологда и Кириллов. Судьбе было угодно забросить меня туда больше двадцати лет назад, и практически каждое лето я охотился на окружающих полях и вырубках на тетеревов. За это время заросли вырубки и сенокосы появились новые, сменились владельцы охотничьих хозяйств и сельхозугодий, а тетерева как были, так и остаются. Их количество за прошедшие годы практически не изменилось, хотя и травят их химическими удобрениями, и погибают они в особенно суровые зимы, и приезжают сюда на охоту заезжие охотники, а весной на токах постреливают тетеревов местные браконьеры. Количество выводков и число птиц в них практически не меняется год от года.
Моя охота всегда начинается с домашней подготовки. И, конечно, в первую очередь с выбора патронов. Можно много спорить и рассуждать о соответствии патрона размеру дичи. Я всегда отдавал предпочтение бесконтейнерным патронам с 7-м номером дроби – до тех пор, пока случайно не познакомился с одним пожилым охотником, чье имя за давностью лет стерлось из моей памяти. Главное, что я запомнил – это его собаку, старую суку английского сеттера, которая умела «улыбаться» при виде хозяина, и то, что он стрелял тетеревов патронами с 9-м номером дроби. Это сейчас, по прошествии лет, я с уверенностью могу сказать, что для молодых, еще не до конца оперившихся тетеревов вполне достаточно дроби от 9-го до 7-го номера, поскольку перо у них не крепкое, а дробин в таком патроне значительно больше, чем в патроне с более крупной дробью.
Очень часто на такой охоте стрелять приходится на очень близкой дистанции, поэтому я предпочитаю патроны дисперсант, особенно для первого выстрела. Их особенность в том, что дробовой заряд разделен внутри патрона на четыре части, благодаря чему выстрел таким патроном дает максимальную осыпь на дистанции пятнадцать-двадцать метров. Сейчас такие патроны не так сложно купить в охотничьих магазинах, а раньше нам приходилось делать их самим, для чего мы вставляли в снаряженный патрон поверх пыжа соединенные крест-накрест картонные прокладки, благодаря чему получался разделитель. И вы знаете, очень хорошо такие патроны работали!
Ну вот. Патроны готовы, ягдташ на плече, ружье проверено, но что же надеть? Мой вам совет – не стремитесь одеваться в камуфляжную одежду. Это не охота на уток на перелетах или гусей на полях, здесь маскировка может оказать плохую услугу. В наших угодьях много праздно шатающихся личностей, которые об охоте иногда знают только то, что на нее приезжают пострелять. Поэтому, если вы не хотите попасть под выстрел такого незадачливого охотника, надевайте светлую одежду. Я предпочитаю белую кепку или рубашку, мои друзья – красную повязку на шляпу или рукав. И это действительно срабатывает.
Фото 1
Делать так я начал после открытия одной из охот с подружейными собаками недалеко от столицы, когда обнаружил, что к кричащему коростелю с трех разных сторон подходят три охотника с собаками, и я был одним из них. Подходили мы, совершенно не замечая друг друга, поскольку каждый был в камуфляжной одежде. Пришлось отозвать свою собаку и ретироваться из угодий.
Во время же охоты по тетеревиным выводкам яркая одежда нужна не только вам и вашим товарищам, если вы охотитесь не один. Желательно, чтобы и у собаки был, например, яркий ошейник. Дело в том, что тетерева частенько прячутся среди кустов, и лучше видеть, где кто находится, чтобы ориентироваться не только на звук.
Кстати, о звуке. Именно на тетеревиных охотах, чтобы точно знать, где находится собака, я стал пользоваться бубенчиком, который креплю к ошейнику. Вначале я пытался для этих целей использовать рыболовные колокольчики или бубенчики, но они либо вообще не работали, поскольку их звук гасила трава, либо были очень тихими. Но однажды я увидел на «блошином рынке» бубенцы, которые крепили на дугу лошадиной упряжи. Это было именно то, что надо. Они оказались настолько звонкими, что куда бы ни бежал мой питомец, его всегда было отлично слышно. Один совет – первую пробу лучше делать дома, в условиях, привычных для собаки, чтобы она не испугалась нового громкого звука над самым ухом.
На одной из охот мои товарищи решили привязать к ошейнику своей молодой собаки большой коровий колокольчик. Что тут началось! Испуганный пес заметался из стороны в сторону, а потом рванул что было мочи по дороге, чтобы убежать от назойливого звука. Сработал эффект кошки, которой к хвосту привязывают консервные банки. Догнать обезумевшую от страха собаку удалось только на машине. Не стоит повторять этот горький опыт.
Конечно, сейчас существует множество новых приспособлений, например бипперов, пришедших к нам с Запада. С их помощью вы всегда будете знать, где находится ваш четвероногий помощник, идет ли он в поиске или стоит на стойке. Более дорогие модели имеют и GPS, чтобы было легче найти собаку, и электроошейник для дрессировки собаки, но это уже дело вкуса.
Но вернемся к самой охоте. Тетеревиные выводки не стоит искать там, где весной были тока тетеревов. Птицы, конечно, держатся недалеко от этих мест, но «недалеко» может значить и километр, и два. Как правило, выводки надо искать по окраинам полей, засеянных овсом или ячменем, а еще лучше – клевером, и луговин, расположенных ближе к местам их дневок и ночевок. В пищу тетеревов в это время года входят как насекомые, всевозможные кузнечики, кобылки и саранча, так и семена злаков, пастушьей сумки и даже желтенькие цветки кульбабы, растущие на полях среди травы и сельхозкультур. И, конечно, овес и ячмень. Иногда зобы птиц просто распирает от съеденного ими спелого овса или ячменя.
Вышедший рано утром на кормежку выводок разбредается по полю сравнительно недалеко от зарослей кустов или леса, а если и уходит в глубину поля, то оставляет за собой хороший след. Учуявшая выводок собака начинает сильно волноваться, спаниель активно начинает вращать хвостом и быстро двигаться в сторону убежавшего выводка, так что охотнику нужно только поспевать за своим хоть и коротколапым, но очень шустрым питомцем. Легавая, как правило, сначала делает стойку, а потом начинает активно тянуть хозяина, или, как говорят, «идти на потяжках» в сторону затаившихся птиц, пока расстояние не становится минимальным и она снова не замирает в стойке.
В большинстве случаев первой всегда взлетает тетерка – с громким квохтаньем и хлопаньем крыльев, стремясь увести за собой незваных гостей. Ее нельзя стрелять ни в коем случае! Тогда на следующий год она выведет своих тетеревят именно в этих местах. Иногда с ней вместе срываются одна или две молодые курочки, которые значительно меньше ее, или молодые петушки. Петушки в это время уже начинают линять, меняя пестрое детское перо на угольно-черное, поэтому они сильно отличаются от курочек даже в полете. Оставшиеся же молодые птицы, повинуясь птенцовой реакции, затаиваются среди травы, и с хорошей собакой найти можно их всех. Однако в такие моменты стоит не поддаваться охотничьей страсти и, добыв одну-две птицы, просто дать поработать собаке. Иногда птицы сидят так крепко, что их приходится буквально «выковыривать» из зарослей травы. На одной из охот я никак не мог понять, почему мой дратхаар стоит над зарослями поникшего клевера, хотя там никого нет? Оказалось, что тетеревенок так глубоко забрался в спутанные стебли клевера, что не только сам не может из них выбраться, но и моя собака не может его достать.
Если охота на поле происходит буквально на глазах охотника, то совсем иначе проходит охота среди кустов или на лесных вырубках. Здесь приходится быть особенно внимательным, поскольку свою собаку охотник больше слышит, чем видит. Именно здесь очень большую помощь оказывают яркий ошейник, бубенчик или биппер. В самом начале своих охот я чуть не застрелил своего спаниеля, когда тот побежал подавать сбитого мной тетерева, а потом, держа его в зубах, полез искать среди кустов других птиц. Я же, увидев мелькающее среди травы перо, решил, что подраненная птица пытается убежать от собаки, и уже приготовился стрелять в нее, когда разобрался, в чем дело. При охоте в кустах опытная собака значительно сужает поиск, чтобы быть постоянно в контакте с хозяином, если же она не делает этого, приходится постоянно подзывать ее, чтобы она не разгоняла тетеревов за пределами выстрела.
Лучшие места, где любят держаться тетерева, – это старые, заросшие ивовыми кустами луговины, сенокосы и вырубки с большим количеством полянок. На Вологодчине такие места называют «чапорыга». Через них бывает довольно трудно пробираться, особенно если не знаешь дороги. Ивовые кусты здесь не поднимаются выше пояса, поскольку лоси в зимний период «подстригают» их, подобно искусным садовникам, а на образовавшихся между кустами полянах очень любят кормиться тетеревиные выводки. Ходить по таким зарослям исключительно тяжело, зато, если удается найти затаившийся выводок, стрелять на редкость удобно, поскольку взлетевшую птицу хорошо видно.
Можно еще долго рассказывать про особенности осенней охоты по тетеревиным выводкам, вспоминая интересные случаи и дополняя рассказ разными мелочами, помогающими на такой охоте. Но это как-нибудь в следующий раз. А сейчас вещи уже собраны, верная собака нетерпеливо танцует и поскуливает в предвкушении охоты, а на поля уже вышли кормиться молодые тетерева.
***
Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте есть на нашем сайте huntportal.ru