К четвертому классу уже давно не осталось радужности "первого сентября". Думаю, что не только у меня. Сразу скажу, что каких-то явных претензий к школе, в которой учится дочка, у меня нет. Это хорошая, "правильная" школа, занимающая даже какое-то почетное место в рейтинге по России. Есть скорее вопросы к системе в целом. И какие-то варианты ответа на извечное "и что делать?".
Несколько лет я наблюдаю за дошкольниками и младшими школьниками, работаю с ними в системе дополнительного образования. Такой разительной перемены, какая происходит с детьми от 5-6-летнего дошкольника до ученика второго класса - я не видела даже в женщинах до и после родов. Из маленького человека - открытого, любознательного, действующего, гибкого, веселого, подвижного, ребенок превращается в зажатого или, наоборот, расторможенного, ригидного, нелюбопытного. Его слегка "отпускает" на каникулах. Но потом - все начинается снова.
Детей пугают ЕГЭ, начиная с первого класса. Нас когда-то так пугали "дворниками", но тогда это было даже забавно. С другой стороны, и учителя можно понять - постоянная ответственность за разнокалиберно воспитанных 30 детей, необходимость "впихнуть непихуемое" в 30 голов с разными возможностями, способностями и талантами. Какой уж тут индивидуальных подход, даже в самой лучшей школе (не беру случаи школ частных, где малочисленные классы и есть такая возможность).
Собственно, я о чем. Каждого из нас, понятно, волнует свой ребенок, его моральная сохранность и его будущее. Так вот. Напишу банальную вещь. Выдохните. Выдохните и встаньте на сторону ребенка. Начиная с первого класса, на каждом родительском собрании, нам говорят в разных формах - заставляйте ребенка учиться, это важно для его будущего, следите за ним, делайте с ним уроки, контролируйте его, подтягивайте те предметы, которые "не идут". Но постойте. Если делать это все - то как ребенок узнает, чего он хочет? В сутках 24 часа, и больше не будет. Если 2 часа в день потратить на "не идущую"математику, чтобы порадовать учителя и себя хорошей оценкой - то этих двух часов не хватит на рисование или гуляние с собакой. И должен же быть хоть один человек в мире ребенка, который "за" собаку и рисование. Пусть это будете Вы, а?
К концу первого класса дочка ненавидела школу. Каждый раз, приходя из школы, она комкала форму и забрасывала ее куда подальше (здесь есть большая роль учителя, но сейчас не об этом). И спасла только одна вещь - занятие тем, что ей нравилось, там же, в школе. Это был английский с замечательной, творческой учительницей. И студия эстрадного вокала, здесь же, в школе. Придя на вокал до занятий, она хоть как-то могла пережить потом уроки. В третьем классе сюда же добавилась информатика, на которую весь класс гурьбой радостно идет.
Выдыхайте. С замечаниями типа "не отступила две клеточки в тетради" и "передает на уроке записки". С тройкой по математике. Выдыхайте. И просто предложите - давай помогу с делением в столбик? Просто послушайте историю про то, как Ваня влюбился в Дашу. И рецепт этого жуткого липкого слайма тоже изучите. Школа пройдет, дочь или сын - останутся. И лучше - если останутся не врагами.
Саша.