Психические расстройства подозревают у многих писателей, художников, политических деятелей, ученых. Но, пожалуй, самый классический пример гения-безумца - всемирно известный голландский художник Винсент Ван Гог. В 27 лет он решил стать художником, хотя и не обнаруживал до той поры исключительного дарования в этой области. Несмотря на то, что к концу жизни творчество Ван Гога начали ценить в узком кругу живописцев, широкое признание оно получило лишь спустя несколько десятилетий после его смерти. Ван Гог был крайне целеустремленной личностью. Он неустанно совершенствовал свое мастерство. В контексте психического расстройства художника хорошо известен инцидент с ухом. 23 декабря в Арле разгоревшийся между Ван Гогом и гостившим у него Полем Гогеном очередной спор вышел из под контроля. П. Гоген вспоминал, что в последние дни его пребывания в Арле Винсент был необычайно резок и буен, то снова становился молчалив. Однажды он запустил в Поля стакан. П. Гоген чувствовал, что ни к чему хорошему эмоциональные вспышки Ван Гога не приведут. И оказался прав. Когда он сообщил Винсенту, что ему все надоело и он уезжает из Арля, художник бросился за ним вдогонку. И стал размахивать остро наточенной бритвой. Ван Гог потерял самообладание. В тот вечер он отрезал себе мочку левого уха, завернул ее в газету и послал проститутке в близлежащий «красный квартал». По прошествии времени Ван Гог мало что мог вспомнить о случившемся. С тех пор врачи уверовали, что он навсегда останется безумным. Его положили в больницу.
Последующие полтора года жизни Винсента Ван Гога принято считать чередой бредовых приступов и прояснений рассудка. Он лечился в психиатрических клиниках, затем вновь пытался жить нормальной жизнью.
Чем именно болел Ван Гог, до сих пор неясно. Доктор Пейрон, лечащий врач художника в Сен-Реми, свидетельствовал о сильных эпилептических припадках; исследователи его жизни и творчества подозревали психоз или биполярное расстройство. Состояние Ван Гога в больнице было нестабильным. Иногда он чувствовал себя хорошо и много рисовал.
Как бы то ни было, в промежутках между приступами он погружался в работу. Ему выделили дополнительную палату, которую он мог использовать в качестве мастерской. Поначалу Ван Гогу не разрешалось выходить за пределы больницы, и он черпал вдохновение в роскошном больничном саду с высокими соснами. Из окна ему открывался вид на пшеничное поле и горный пейзаж вдалеке. Ван Гог использовал чуть более приглушенную цветовую гамму, в которой все чаще преобладали охровые тона. Во время пребывания Ван Гога в больнице его работы стали постепенно привлекать внимание публики. Он не испытывал тщеславия и даже смущался. «Ах, если бы я только мог работать без этой проклятой болезни! Чего бы я только не нарисовал», - писал он брату Тео.
Трясина безумия засасывала Винсента все глубже. Приступы депрессии мучили художника все чаще. После одного из них 27 июля 1890 года он выстрелил в себя. Почему Ван Гог решил покончить с собой? И что стало причиной его безумия? Версии есть разные. Однако эта самая неожиданная теория связана отнюдь не с причиной душевной болезни, а с тем, как она отразилась на творчестве Ван Гога.
Автор этой теории известный философ и психиатр Карл Ясперс. Он считал, что у Ван Гога была шизофрения, и первым выдвинул сенсационную версию о том, что болезнь не погубила, а, напротив, обессмертила художника. Действительно, с момента первого острого кризиса до самоубийства Ван Гог прожил примерно полтора года. За это короткое время он создал около трехсот живописных картин и несколько сотен рисунков. Но, главное, что в этих картинах впервые появилось то особенное, что и превратило Ван Гога из обычного живописца в гениального художника.
В эти годы у него изменилась манера письма. К. Ясперс делает вывод, что болезнь помогла вырваться наружу тому, что хотело обнаружить себя. И он считал, что болезнь Ван Гога помогла ему открыть свою экзистенцию, помогла ему найти себя, найти свое Я и выразить его.
Так что же, великим художником Ван Гога сделала шизофрения? И искать гениев нужно в клиниках для душевнобольных? Карл Ясперс отнюдь не первый, кто задумался об этом. Задолго до него к подобным выводам пришел и Ч. Ломброзо: «Сильно заблуждаются те, кто считает, что расстройства психики всякий раз наблюдается с понижением интеллекта». Он описывает случай с одним дворянином, который не мог просто сложить числа, тогда как после перенесенного душевного заболевания стал талантливым математиком. Аналогичный случай произошел с одной женщиной, которая во время психического расстройства становилась поэтессой. Но по когда душевное расстройство сходило на нет она теряла свой поэтический талант. Объяснить подобные случаи современная наука пока не может. Однако и врачи, и сами творцы давно заметили, что между творческим вдохновением гения и безумием сумасшедшего есть нечто похожее. И в том, и в другом случае человек не владеет собой. Его как будто захватывает некая сила, которая ведет его за собой и диктует, что ему делать.
Ч. Ломброзо вообще сравнивал вдохновение с невротическим приступом. На самом деле, это очень старая идея, она существует с античных времен. О ней писал Платон. Он использовал понятие «энтузиазм» - это священный огонь, который посылают боги своим избранникам. И здесь напрашивается аналогия с безумием. Энтузиазм - это безумие, которое носит творческий характер.
Внезапное творческое озарение не связано с опытом, не вытекает из логических построений. Оно посылается человеку свыше, как знаменитая таблица химических элементов, которая приснилась Дмитрию Менделееву.
Творческое озарение, творческий подъем доступны не только гениям. Каждый человек может это испытывать. Но только гениям дано с их помощью проникать в новые миры, раздвигать границы возможного. Правда, ученые заметили, что с возрастом эта способность исчезает. Фактически все великие открытия сделаны до 35 лет. Почему гениальность ограничена возрастом? У ученых есть любопытные предположения. Изначально гений отличается от обычных людей особым взглядом на вещи, умением мыслить нестандартно. Он видит то, чего не видят. Но гений не обитает в безвоздушном пространстве. Он живет среди людей, вынужден принимать их правила игры, подстраиваясь под общие стандарты. Именно это превращает гениев в обычных людей.
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов ... Гении часто умирают молодыми, возможно, по той же причине. Они словно понимают, что уже выполнили жизненную программу, и делают все, чтобы ее завершить. Ван Гогу, когда он покончил с собой, было всего 37 лет. Его самоубийство принято объяснять безумием, затяжной депрессией. Но, может быть, все дело в том, что он, как и другие гении, интуитивно понял, что все его свершения уже позади и главное уже сделано.
Так кем же все-таки был Ван Гог? Провидцем и творцом, чье творческое вдохновение, помноженное на оригинальный склад ума, приняли за помешательство? Или все-таки шизофреником? Несмотря на инцидент с ухом и другие крайне странные поступки Ван Гога, однозначного ответа на этот вопрос у историков и психиатров все-таки нет.
Конечно, жителям Арля растрепанный и живущий уединенно художник казался чудаком. Но это еще не значит, что он был ненормальным. Многие поступки, которые казались его современникам безумными, сегодня могут трактоваться как контркультурный протест, как проявление острого и оригинального ума. Художник не вписывался в узкие моральные социальные рамки буржуазного общества конца XIX века. Гениальный человек может делать то, что делать нельзя. Теорию К. Ясперса о том, что Ван Гога великим художником сделала шизофрения, большинство ученых тоже считают ложной. Хорошо известно, что после приступов художник не мог писать и долго восстанавливал силы. А это мало стыкуется с версией о том, что болезнь якобы дарила ему творческое вдохновение. Шизофреников много, а Ван Гог один. Есть и обратное мнение о том, что шизофрения несовместима с творческим даром, она убивает его. А у Ван Гога творческий дар сохранялся. Если бы это просто была живопись сумасшедшего, то его произведения никогда не стали бы такой предпосылкой для дальнейшего развития искусства. Творчество Ван Гога оказало огромное влияние на живопись XIX-XX веков.
Ведет ли душевная болезнь к гениальности? Несмотря на все попытки, ни К. Яперсу, ни Ч. Ломброзо так и не удалось это доказать. «Гениальность и помешательство» Ч. Ломброзо переиздается с завидной регулярностью. Но серьезные ученые советуют не воспринимать ее всерьез. Возможно, среди гениев сумасшедшие встречаются и чаще, чем обычно. Но ни одного случая, когда шизофреник стал гением, история не знает. Книга Ч. Ломброзо не выдерживает критики как научная работа. Никаких подтверждений о заболеваниях великих людей у него нет.
P.S
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)