Найти в Дзене
Архивариус Кот

Племянница Светлейшего (из цикла «И память Каменки любя…»)

Работая над серией публикаций о декабристках и собирая материалы для оставшихся статей, я обратила внимание, что все пять женщин, о которых я ещё не написала, относятся к одному «гнезду» - семье Раевских–Давыдовых. А в семью эту входит столько интересных людей, оставивших след в нашей истории и литературе, что говорить нужно о многом и о многих. Вот я и начинаю новый цикл, в котором, конечно, найдётся место и нашим героиням.

Наверное, в первую очередь нужно говорить о родоначальнице семьи – Екатерине Николаевне Давыдовой.

Её мать, Мария Александровна, урождённая Потёмкина, в замужестве Самойлова, была сестрой знаменитого Светлейшего князя Г.А.Потёмкина-Таврического. Брат Александр постоянно находился при своём знаменитом дяде, делая блестящую карьеру. Екатерина же, в отличие от других племянниц Потёмкина, не была близка с дядей и не входила в его «гарем», о котором много судачили в свете. Однако Светлейший не забывал и эту племянницу и помогал её старшим сыновьям в продвижении по службе (хотя они и сами были достойнейшими людьми).

Г.А.Потёмкин-Таврический
Г.А.Потёмкин-Таврический

Видимо, в семье мало заботились об обучении девочки (впрочем, это было типично для того времени), и она не получила практически никакого образования. Отрывок из письма Екатерины к брату говорит сам за себя (попробуйте-ка прочитать!): «Варенья посылаит ктебе Николушка а миот сварить пришлю повара спаверенным который едет вкиев там засвидетелствуй верющее писмо мое которае я тебе даю».

Замуж её выдали за Николая Семёновича Раевского, полковника Азовского пехотного полка, участника дворцового переворота, приведшего к власти Екатерину ІІ. Семейное предание говорит, что была она практически девочкой и первые годы тайком от мужа играла в куклы, «но как зазвенят бубенцы, возвещающие возвращение супруга, так тотчас куклы быстро убирались». Старший сын, Александр, родился в 1769 году.

Раевский происходил из старинного дворянского рода польского происхождения; Раевские служили русским государям со времён Василия III, были стольниками и воеводами. Одна из Раевских, Прасковья Ивановна, приходилась бабкой царице Наталье Кирилловне, матери Петра I. Отец Николая Семёновича участвовал в Полтавской битве.

Замужество Екатерины Николаевны было недолгим: полковник Раевский добровольно отправился в действующую армию на Русско-турецкую войну, участвовал в победах Румянцева, а в апреле 1771 года скончался от раны, полученной при взятии Журжи. Ему не исполнилось и 30 лет. А 14 сентября родился второй сын – Николай, в будущем прославленный генерал, о котором я напишу отдельно.

А пока о старшем сыне. Он прожил всего 21 год, но успел показать себя. Александр Николаевич был любимцем Суворова, который называл его храбрецом. Подполковник Раевский погиб при штурме Измаила, с отрядом смельчаков прорвав турецкую оборону, со знаменем в руках, призывая товарищей к атаке.

Но вернёмся к Екатерине Николаевне. Она вскоре вышла замуж повторно (первый ребёнок от второго брака родился в 1774 году), за Льва Денисовича Давыдова. То немногое, что известно об их совместной жизни, говорит о полном согласии в доме. Известно, что мальчики Раевские любили и уважали отчима (Николай Николаевич называл его до конца жизни «батюшкой»). В этом браке родилась дочь Софья и сыновья Пётр, Александр и Василий.

Е.Н.Давыдова
Е.Н.Давыдова

И вот снова – о родственниках. Родными племянниками Льва Денисовича были знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов и прославленный генерал Алексей Ермолов…

У супругов Давыдовых было множество деревень, полученных при разделе наследства Потёмкина (говорили, что из первых букв их названий можно было составить фразу «Лев любит Екатерину»), но самым известным из них стала Каменка в Чигиринском уезде Киевской губернии. Это имение, где она практически безвыездно поселилась после смерти мужа (Л.Д.Давыдов умер в 1801 году), вошло и в историю, и в русскую литературу.

Младший сын Екатерины Николаевны Василий был одним из активных деятелей Южного тайного общества (о нём я позднее напишу подробно), и Каменка была избрана им как место тайных съездов общества. Устроить это было очень легко: 24 ноября были именины всеми любимой и уважаемой Екатерины Николаевны. Как праздновались именины в деревнях, описал ещё Пушкин в «Евгении Онегине»:

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Замените Лариных на Давыдовых – и получится полная картина! Собрания всегда были шумными, в честь именинницы даже стреляли из пушек… Естественно, что в такой толпе затеряться, уединиться для разговоров было достаточно просто. Рассказывают, что будущие декабристы собирались в гроте, который, по легенде, был соединён тайным подземным ходом с другими строениями.

Грот в Каменке
Грот в Каменке

В Каменке бывал и Пушкин, немало написавший о ней. О Пушкине в Каменке и его встречах с будущими декабристами мы, конечно же, ещё поговорим. А пока – снова о хозяйке усадьбы.

Она жила в Каменке с сыновьями Александром и Василием, который занимался хозяйством. Годы спустя писатель Г.П.Данилевский опишет их быт: «Александр Львович с семьёй жил в нижней, левой части каменского дома, Василий — в особой пристройке, в правой. Средину нижнего этажа, с своими домочадцами, занимала старушка мать. Она вставала рано, обходила в пристройках разные рукоделья, кружевниц, коверщиц и швей, навещала оранжереи, цветники и сверяла свой брегет по солнечным часам, устроенным на садовой поляне, перед домом. Все обедали, пили чай и ужинали внизу у старушки, беседуя в общей, огромной, увешанной фамильными портретами, нижней гостиной. Верхний этаж и один из флигелей служили для приезда гостей». Он же расскажет: «К Каменке принадлежали семнадцать тысяч десятин земли, унаследованной её владелицей, благодаря дяде, светлейшему Потемкину, то есть чуть не половина Чигиринскаго уезда, и Екатерина Николаевна заранее решала почти все уездные выборы, говоря одному - ты, батюшка, будешь предводителем, другому - тебе быть исправником, или судьёй». Так ли это? Трудно сказать, но похоже на правду.

Знала ли Екатерина Николаевна, какие разговоры вела в её доме молодёжь? Вероятно, знала. Но ни во что не вмешивалась.

Хозяйственными делами имения она не занималась, предоставив всё сыну. А дела шли не лучшим образом: свойственная почти всем русским дворянам расточительность понемногу разоряла их, и Давыдовы уже начали закладывать свои имения.

К счастью для Екатерины Николаевны, она не дожила ни до разорения, ни до страшного для семьи 14 декабря 1825 года. Сколько ей было лет? Чаще всего пишут, что семьдесят пять, хотя в различных источниках можно прочитать, что родилась она в 1754-м и даже в 1757-м году (последнее совершенно невероятно, так как старший сын родился в 1769 -м, а вот 54-й год с семейным преданием сходится…)

О судьбе её потомков – в следующих статьях.

Голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Здесь карта всего цикла о Каменке

Навигатор по всему каналу здесь