Найти тему
Игорь Орлов

Cтратегии разных океанов

Весьма популярная книга «Стратегия голубого океана» авторов Ким Чан и Рене Моборн из Insead (получила множество призов в 2005 году, как лучшая книга по стратегии) превозносит в качестве инновационной идею этой маркетинговой стратегии – поиска свободных новых рыночных ниш, новых рыночных спросов.

Посмотрим шире на ситуацию «океанов» рынка и стратегий бизнеса в них. Где, «океан» – возможности рыночной среды (спросы потребителей), а бизнес, применяющий ту или иную стратегию «океана» - система обеспечения предложений потребителям.

Алый океан
Алый океан

1. Стратегия «алого океана».

Ключевая суть: конкурентоспособность. Это классическая маркетинговая стратегия. Каким бы бизнесом мы не занимались, у нас находится немало конкурентов. Ключевая вещь: надо уметь быть конкурентными. Для этого развивать качество своих услуг, повышать эффективность систем исполнения и работы с клиентом, известность бренда как надежного, его репутацию (этику), создавать партнерства, альянсы, осуществлять слияния и поглощения. Этот океан имеет большую палитру возможностей развития для тех, кто хочет развиваться в конкурентной среде. Именно эта стратегия «раскачивает» рынок и дает много преимуществ потребителям: больше товаров и услуг, качество по приемлемым ценам, и многое другое. Это самый большой и активный рыночный «океан».

Голубой океан
Голубой океан

2. Стратегия «голубого океана».

Ключевая суть: инновационность в нахождении новых рыночных ниш, новых спросов, в которых мы первыми делаем предложения. Первые снимают «сливки», пионеры рискуют, но выигрывают больше. Здесь важен расчет рисков и умение правильно влиять на нужную аудиторию неконсервативных потребителей, находить ее (понимая, что большинство потребителей консервативны). Успешно открывать подлинно новые рыночные ниши есть не только проявление инновационности, новой идеи. Важно и то, кто эти идеи предлагает. Подчас, новые ниши открываются людьми бизнеса, правильно комплексно конкурировавшими в алом океане, заслужившими открытия своим успешным и этичным рыночным поведением. Со временем любой «голубой океан» становится «алым» и надо либо продолжать далее бизнес в «алом океане», либо искать новый «голубой океан», либо делать и то, и другое, диверсифицируя бизнес. Потребители обязаны этой стратегии появлению новых сервисов и инновационных товаров.

Серый океан
Серый океан

3. Стратегия «серого океана».

Ключевая суть: безопасность. Это когда компании бизнеса ведут осторожную линию развития, не очень хотят развиваться, их устраивает текущее состояние дел, им важнее безопасно удерживаться на плаву. Бизнес для них не то, что активно развивается и требует их постоянного живого участия, а больше то, что их кормит. Спрос на их услуги стабилен, пусть и не особо велик, и касается корневых потребностей аудитории. Такая стратегия популярна, когда имеется опора на корневые потребности аудитории, не очень стабилен и понятен государственный курс, есть ситуация экономического кризиса. Лучше не рисковать, не особо высовываться, удержаться в имеющемся – так действуют те, кто выбирает эту стратегию бизнеса. Иногда такая пассивная стратегия бывает мудра и спасительна, как временная, если она не единственна.

Высыхающая лужа
Высыхающая лужа

4. Стратегия «высыхающей лужи».

Ключевая суть: временная инновационность. Изначальный высокий спрос потребителей затем исчезает. Пока есть спрос, на этом можно делать бизнес и обеспечивать предложения. Такая стратегия применима к услугам, основанным скорее на эстетических, эмоционально привлекательных, чем корневых потребностях. Это микромодель стратегии голубого океана, но ограниченная. Если в «голубом океане» открывается новый существенный спрос, а затем этот океан становится алым (конкурентным), то в «высыхающей луже» сам спрос существенно сворачивается или исчезает со временем. Главная мудрость, обеспечивающая успех здесь: различать «голубой» океан от «высыхающей» лужи, чтобы правильно применить эту временную стратегию.

Стратегия бизнеса выбирается на основании того, кто мы как бизнес, что можем и как. Отсюда находятся и меняются «океаны» нашего пребывания и деятельности в них.

Так, мы осознанно и постоянно конкурируем с другими (алый океан), либо периодически находим новые существенные ниши малой конкуренции (голубой океан), либо прибыльные, но временные (высыхающая лужа), либо стараемся безопасно и осторожно удерживаться на плаву рынка (серый океан).

Понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

На нем много интересного.

С уважением и добром к Вам,

Игорь Орлов