Многие думают, что люди далёкого прошлого к богатству относились точно так же, как и сейчас относимся к нему мы. И действительно, если бегло взглянуть на нашу историю, может показаться, что в этом отношении ничего особо не изменилось. Люди всегда жаждали драгоценностей, роскоши и несметных сокровищ; большой кошелёк во все времена был символом успеха, высокого социального статуса и материального благополучия; а люди ради звонкой монеты не переставали трудиться, торговать, воевать и делать всякие непотребства.
Однако, несмотря на схожесть внешних атрибутов, в прошлом люди воспринимали богатство несколько иначе, чем сейчас. Давайте же рассмотрим более подробно, в чём заключались эти самые различия.
Богатство как средство социального общения
Прежде всего надо отметить, что в Древней Руси, как и в других традиционных обществах эпохи средневековья, представления о материальных ценностях не основывались на чисто экономической выгоде. Средневековых людей, в большинстве своём, не волновала реальная стоимость той или иной вещи (в то время довольно часто происходили обмены, которые, с точки зрения современной экономики, выглядят совершенно нерационально). Предметы для них не имели ценности сами по себе. Они были важны только в контексте общественных отношений — как инструмент социальных контактов.
Подобные представления во многом стали причиной негативного отношения к накопительству в Древней Руси. В «Поучении Владимира Мономаха» на этот счёт сказано:
А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей.
(http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874)
В данном случае известные христианское ценности нестяжательства наложились на языческие традиции, которые бытовали на территории Европы в эпоху военной демократии.
По языческим представлениями, одними из самых важных человеческих добродетелей — особенно среди знати — считались щедрость и гостеприимство. Князь, например, просто не мог обойтись без богатых пиршеств и щедрых подарков для своих приближённых, иначе он просто обесчестил бы себя в глазах своей дружины.
Отсюда проистекает убеждение, что имущество — кроме необходимого для жизни минимума — не должно надолго задерживаться в одних руках. Главная функция богатства состояло в повышении социального статуса, сохранении и преумножении влияния своего владельца. И этих целей можно было добиться, только если оно постоянно отчуждалось. Вот что по этому поводу пишет в своём «Молении» Даниил Заточник:
...княже, не удерживай злата и серебра,
А раздавай людям.
Паволока красива, расшитая множеством шелков,
А князь честен и славен по всем странам множеством слуг.
Некогда ведь похвалялся царь Иезекииль перед послами царя вавилонского,
Показывая им множество злата и серебра, —
Они же сказали ему:
«Наш царь богаче тебя не множеством злата, а множеством воинов,
Ибо воины злато добудут, а воинов златом не добыть».
(http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4942)
Дарение как главная форма социального взаимодействия
Лучшим способом отчуждения своего имущества в то время было дарение. При этом надо понимать, что в Древней Руси подобная операция несла в себе несколько иной смысл, чем сейчас.
По тогдашним представлениям, любой дар требовал соразмерной компенсации. То есть дарение в то же время подразумевало и определённые обязательства. Если подарок не мог быть равноценно возмещён, то это могло поставить одарённого в некоторую зависимость от дарителя. И эта зависимость могла обернуться в довольно унизительную или даже опасную для жизни форму.
По этой причине в Древней Руси остерегались даже очень щедрых подарков. В «Повести временных лет» можно найти описание эпизода, в котором киевский князь Игорь, организовавший военный поход против Византии, советуется со своими дружинниками, принимать ли дар от Константинополя или продолжать с ними войну:
...цесарь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Также и к печенегам послал паволоки и много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цесареву.
(http://lib.pushkinskijdom.ru/?tabid=4869)
И хотя дружинники посчитали правильным взять дань и закончить поход, сомнение Игоря, что достаточно щедрый откуп может показаться дружине менее выгодным, чем рискованный захват чужого имущества, — само по себе весьма показательно.
Богатство как магическое воздействие на мир
Стоит также отметить, что отчуждение имущества, помимо своего социального предназначения, выполняло и некоторого рода магические функции. Дело в том, что в Древней Руси бытовало вполне типичное для раннего средневековья представление о неразделимости мира вещей и мира природы. Подобные взгляды просто не могли не сказаться и на отношении людей к богатству, собственности, обмену ценными предметами и т. д.
Золото, серебро, шелка и другие драгоценности не были для средневекового человека бездушной и мёртвой материей — имущество воспринималось как своеобразное продолжение своего владельца. Князь, щедро одаривая своё окружение, как бы устанавливал неразрушимую магическую связь с ним. А его дружинники, в свою очередь, через эти дары приобщались к успеху, могуществу и удаче своего князя.
Отчасти магическими представлениями объясняется то, что древнерусские жители повсеместно прятали своё имущество в тайники. Специалисты высказывают предположение, что основная часть подобных кладов укрывалась во время войн и междоусобиц, для того чтобы враг не мог ими воспользоваться. Это вполне вероятно. Однако, совершенно не исключено, что некоторая часть драгоценностей закапывалась по каким-то магическим мотивам, подобно тому как викинги клали в могилу к умершему его оружие, личные вещи и другие предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни.
Земля как богатство
Взгляды наших предков на богатство отчасти объясняют, почему в древнерусском государстве, в отличие от западноевропейских стран, были так слабо развиты феодальные отношения. Жители западной и центральной Европы достаточно рано почувствовали на себе проблему нехватка земельного фонда. В подобных условиях земля, изначально не имеющая для средневекового человека большой значимости, довольно быстро превратилась в крайне важный и ценный для общества ресурс.
В Древней Руси же земли всегда было с избытком. Население, в силу особенностей обработки земельных участков, было чрезвычайно мобильным. Эти факторы препятствовали определению и закреплению границ гипотетических земельных пожалований. На подобной почве сложно было развиться представлениям, в которых собственность на землю считалась бы основным источником экономического могущества. Сбор дани с подвластных территории представлялся тогда для правящей верхушки более удобной и выгодной формой эксплуатации местного населения.
По этой причине феодализм на Руси складывался гораздо медленнее, чем на западе. Только в XIII-XIV вв. земельные отношения стали приобретать черты, чем-то напоминающие традиционные феодальные… Но это уже совсем другая история.
Рекомендую также ознакомиться:
Как решали проблему долгов в Древней Руси
Можно ли доверять «Повести временных лет»