После долгого перерыва мы решили продолжить нашу серию о творчестве Иеронима Босха. Сегодня мы рассмотрим диптих "Ад и потоп".
До нас дошло две панели вероятного триптиха. И ,к сожалению, — в довольно плохом состоянии. Исходя из анализа годовых колец древесины дуба, на досках из которой выполнена работа Босха, предполагается, что возможное время её создания - 1514 год (но не ранее 1506 г.).
На первой створке мы видим библейский сюжет Ноева ковчега, севшего на мель на горе.
На ковчеге мы видим восемь фигур. Вероятно это Ной с супругой и его сыновья (также с жёнами):
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Библия. Бытие 7:13. Синодальный перевод
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
Библия. Бытие 8:18. Синодальный перевод
Потоп уже закончился. Звери и птицы покидают ковчег и наполняют землю:
Все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега
Библия. Бытие 8:19. Синодальный перевод
Многие животные изображены парами, а некоторые - и с потомством. Мы можем заметить слона и жирафа, нарисованных точно также как в другой работе авторства И.Босха, впоследствии получившей каталожное название "Сад земных наслаждений".
Считается, что преставление о внешнем виде жирафа художник почерпнул из копий с дневников известного путешественника эпохи возрождения Кириака Анконского.
Сравните - правда похожи?
Внизу створки мы видим тела жертв потопа и поломанные деревья - без этого бы история не была полной.
И большие кошки (львы? - справа вверху на фрагменте выше) уже поедают какую-то тушу. Земной мир не идеален, не рай.
На другой створке изображена сцена, которая специалистами трактуется по разному.
Часть исследователей считают, что на ней показаны низвергнутые архангелом Михаилом с небес бесы. Есть мнение, что изображён мир до потопа, погрязший в грехе. Высказывалась версия, что на створке показан Ад.
На мой взгляд, наиболее убедительная точка зрения — что на створке изображено время Судного дня. Основано оно на типологическом соответствии потопа и второго пришествия Иисуса Христа, прослеживаемого и в Новом завете:
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого
Евангелие от Луки, глава 17, стих 26. Синодальный перевод
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
2-е послание Петра, 3 глава, стихи 5-7. Синодальный перевод
Изображения, рассмотренные выше, являются внутренними створками вероятного триптиха. Скорее всего их открывали по особым случаям - в определённые дни церковного календаря.
Большую же часть года триптих, вероятно, был закрыт. И люди могли наблюдать четыре сюжетных картинки, обрамлённых в круглые рамки. Известны другие работы Босха, вписанные в круг. Например, "Извлечение камня глупости", "Увенчание терновым венцом" или "Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами"(также оборотная сторона доски с другим рисунком).
На первом изображении мы видим женщину, бегущую из горящего дома. Мужчина с кошелём на боку — коленоприкланён. Из разрушенной кровли высовывается демон, а второй бес - толкает ребёнка, не давая ему выбраться. Есть мнение, что все четыре картинки - это ветхозаветная история праведника Иова, но созданная на основе средневековых легенд, т.к. только первое из четырёх изображений мы можем соотнести с повествованием в Библии.
На втором изображении (первая створка внизу) демон, забравшись на лошадь, мешает крестьянину боронить поле.
На второй створке вверху демоны побивают человека. А ниже мы видим на фоне сцены кораблекрушения этого же человека, преклонившего колени и благославляемого Христом. А фоном — ангел вручает обнажённому белые одежды. Уолтер Болсинг (автор книги по творчеству И.Босха) считал, что здесь имеется отсылка к Страшному Суду, изображённому с другой стороны створки:
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
Библия. Откровение Иоанна Богослова. Глава 6, стих 11.
Не ясно - один ли это человек. Возможно, что все четыре картинки являются аллегорией: человек, мучаемый демонами и терпящий бедствия, может найти спасение в Христе.
Другие наши статьи о работах Иеронима Босха:
Автор статьи - Илья Лямшин
Источники изображения - Википедия, если не указано иное.