Найти в Дзене

Загадки шедевра: "Ад и потоп" Иеронима Босха

После долгого перерыва мы решили продолжить нашу серию о творчестве Иеронима Босха. Сегодня мы рассмотрим диптих "Ад и потоп".

Иероним Босх, Ад и потоп, около 1514 года. Две створки вероятного триптиха. Доска, масло.
Иероним Босх, Ад и потоп, около 1514 года. Две створки вероятного триптиха. Доска, масло.

До нас дошло две панели вероятного триптиха. И ,к сожалению, — в довольно плохом состоянии. Исходя из анализа годовых колец древесины дуба, на досках из которой выполнена работа Босха, предполагается, что возможное время её создания - 1514 год (но не ранее 1506 г.).

Иероним Босх Ад и потоп. Ноев ковчег на горе Арарат. Доска, масло. 69 × 38 см. Около 1514 года. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды
Иероним Босх Ад и потоп. Ноев ковчег на горе Арарат. Доска, масло. 69 × 38 см. Около 1514 года. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды

На первой створке мы видим библейский сюжет Ноева ковчега, севшего на мель на горе.

На ковчеге мы видим восемь фигур. Вероятно это Ной с супругой и его сыновья (также с жёнами):

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Библия. Бытие 7:13. Синодальный перевод
Фрагмент створки "Потоп"
Фрагмент створки "Потоп"
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
Библия. Бытие 8:18. Синодальный перевод

Потоп уже закончился. Звери и птицы покидают ковчег и наполняют землю:

Все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега
Библия. Бытие 8:19. Синодальный перевод
Фрагмент створки "Потоп". Слон - слева внизу. Жираф - справа вверху
Фрагмент створки "Потоп". Слон - слева внизу. Жираф - справа вверху

Многие животные изображены парами, а некоторые - и с потомством. Мы можем заметить слона и жирафа, нарисованных точно также как в другой работе авторства И.Босха, впоследствии получившей каталожное название "Сад земных наслаждений".

Внутренний фрагмент левой створки Сада земных наслаждений Иеронима Босха. 1500—1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Внутренний фрагмент левой створки Сада земных наслаждений Иеронима Босха. 1500—1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Считается, что преставление о внешнем виде жирафа художник почерпнул из копий с дневников известного путешественника эпохи возрождения Кириака Анконского.

Автор неизвестен. Жираф. Из египетского путешествия Кириака Анконского. Конец XV века. Библиотека Медичи Лауренциана. Флоренция
Автор неизвестен. Жираф. Из египетского путешествия Кириака Анконского. Конец XV века. Библиотека Медичи Лауренциана. Флоренция

Сравните - правда похожи?

Внизу створки мы видим тела жертв потопа и поломанные деревья - без этого бы история не была полной.

-7

И большие кошки (львы? - справа вверху на фрагменте выше) уже поедают какую-то тушу. Земной мир не идеален, не рай.

На другой створке изображена сцена, которая специалистами трактуется по разному.

Иероним Босх. Ад и потоп. Низвержение восставших ангелов. Около 1514. Доска, масло. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
Иероним Босх. Ад и потоп. Низвержение восставших ангелов. Около 1514. Доска, масло. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.

Часть исследователей считают, что на ней показаны низвергнутые архангелом Михаилом с небес бесы. Есть мнение, что изображён мир до потопа, погрязший в грехе. Высказывалась версия, что на створке показан Ад.

На мой взгляд, наиболее убедительная точка зрения — что на створке изображено время Судного дня. Основано оно на типологическом соответствии потопа и второго пришествия Иисуса Христа, прослеживаемого и в Новом завете:

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого
Евангелие от Луки, глава 17, стих 26. Синодальный перевод

Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
2-е послание Петра, 3 глава, стихи 5-7. Синодальный перевод

Изображения, рассмотренные выше, являются внутренними створками вероятного триптиха. Скорее всего их открывали по особым случаям - в определённые дни церковного календаря.

Большую же часть года триптих, вероятно, был закрыт. И люди могли наблюдать четыре сюжетных картинки, обрамлённых в круглые рамки. Известны другие работы Босха, вписанные в круг. Например, "Извлечение камня глупости", "Увенчание терновым венцом" или "Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами"(также оборотная сторона доски с другим рисунком).

Оборотная сторона левой створки. Бесы, осаждающие человечество. Диаметр 32,4 см
Оборотная сторона левой створки. Бесы, осаждающие человечество. Диаметр 32,4 см

На первом изображении мы видим женщину, бегущую из горящего дома. Мужчина с кошелём на боку — коленоприкланён. Из разрушенной кровли высовывается демон, а второй бес - толкает ребёнка, не давая ему выбраться. Есть мнение, что все четыре картинки - это ветхозаветная история праведника Иова, но созданная на основе средневековых легенд, т.к. только первое из четырёх изображений мы можем соотнести с повествованием в Библии.

На втором изображении (первая створка внизу) демон, забравшись на лошадь, мешает крестьянину боронить поле.

Иероним Босх. Ад и потоп. Оборотная сторона правой створки. Бесы, осаждающие человечество. Около 1514. Доска, масло. Диаметр 32,4 см. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
Иероним Босх. Ад и потоп. Оборотная сторона правой створки. Бесы, осаждающие человечество. Около 1514. Доска, масло. Диаметр 32,4 см. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.

На второй створке вверху демоны побивают человека. А ниже мы видим на фоне сцены кораблекрушения этого же человека, преклонившего колени и благославляемого Христом. А фоном — ангел вручает обнажённому белые одежды. Уолтер Болсинг (автор книги по творчеству И.Босха) считал, что здесь имеется отсылка к Страшному Суду, изображённому с другой стороны створки:

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
Библия. Откровение Иоанна Богослова. Глава 6, стих 11.

Не ясно - один ли это человек. Возможно, что все четыре картинки являются аллегорией: человек, мучаемый демонами и терпящий бедствия, может найти спасение в Христе.

Другие наши статьи о работах Иеронима Босха:

Автор статьи - Илья Лямшин

Источники изображения - Википедия, если не указано иное.